Новые подходы Минсоцполитики к легализации труда

Инспекционные посещения Гоструда и огромные штрафы в конце прошлого года стали обыденностью в ленте новостей. И ничего удивительного — если бы это были только штрафы за зарплаты в конвертах и ​​теневую занятость.

Но часто причиной их применения является квалификация инспектором гражданско-правовых отношений как трудовых, установление так называемого факта подмены трудового договора договором гражданско-правового характера.

В таком случае поставить точку может только суд, оценив доводы сторон в пользу того или иного типа отношений между сторонами, принимая во внимание свое усмотрение и, возможно, рекомендацию Международной организации труда о трудовом правоотношении № 198.

Заключая гражданско-правовые договоры современные предприниматели балансируют на грани, подписывают их в страхе квалификации как трудовых и необходимости доказывать в суде свою точку зрения.

Судебная практика порой очень разнообразна, а потому — никакой определенности. Но полугодовой опыт применения и обжалования штрафов кажется открыл глаза на существующее положение вещей.

В Минсоцполитики предлагают внести ясность в понятие трудовых отношений и снизить штрафы за подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Предлагаемый для обсуждения законопроект судя по названию направлен на защиту работников и легализацию труда.

Трудовые отношения

В Министерстве предлагают определить понятие и признаки трудовых отношений в КЗоТ-е.

Признаки предлагается закрепить в добавленной статье 21-2, определив, что работа или услуга считается выполненной в рамках трудовых отношений независимо от названия/вида договора между сторонами при наличии не менее 3-х из следующих признаков:

  • периодичность — два и более раза — выплаты вознаграждения;
  • личный характер; конкретная квалификация/профессия/должность; контроль лица, в интересах которого выполняется работа;
  • это вознаграждение — единственный источник доходов (или 75% доходов за 6 месяцев);
  • рабочее место и правила внутреннего распорядка;
  • работа аналогична той, что выполняет штатный работник;
  • обеспечение условий труда, средств производства лицом, в интересах которого выполняется работа;
  • установления рабочего времени и времени отдыха.

При наличии не менее трех признаков такой «работник» сможет обратиться к Гоструда для установления факта наличия трудовых отношений. Конечно, такое лицо по-прежнему могло навлечь проверку на предприятие, но в случае принятия этого проекта на «работодателя» будет ждать не только штраф — он будет также обязан заключить трудовой договор.

Кроме этого, в случае установления факта трудовых отношений в судебном порядке, обязанность доказывать их отсутствие будет возложена на работодателя.

Предлагаемые признаки, конечно, не являются идеальными, допускают определенную размытость, являются недостаточно четкими. Но это признаки, которые в случае принятия проекта будут закреплены на законодательном уровне, их можно будет положить в основу решения и своей правовой позиции.

Штрафы

Предлагается дифференцировать ответственность за допуск к работе с нарушением законодательного порядка, подмену трудовых отношений гражданско-правовыми и оформления работника на неполный день при условии выполнения работы полный день.

Штраф в размере 30 минимальных зарплат планируют оставить за допуск к работе с нарушением порядка заключения трудового договора, заработные платы «в конвертах», подмену трудового договора гражданско-правовым — если ЕСВ уплачивается в размере меньше минимального.

За подмену трудового договора гражданско-правовым — если ЕСВ уплачивается в размере не менее минимального, штраф составит 15 минимальных зарплат. Такой размер штрафа планируют установить и за оформление на неполное рабочее время при выполнении работы полный день.

Пятнадцать минимальных зарплат — не маленькая сумма (в 2019-м — 62 595 грн), но все же меньше, чем тридцать.

Как видим, появилось понимание, что заключение гражданско-правового договора с уплатой всех налогов и сборов — не то же, что зарплата «в конвертах».

Срочный трудовой договор

Положительной является тенденция к расширению случаев, в которых возможно заключить срочный трудовой договор. В статью 23 КЗоТ-а предлагают внести изменения, закрепив возможность заключить срочный договор, в частности, в случаях временного (1 год) расширение производства, необходимости выполнения временных работ, срок завершения которых неизвестен, или по инициативе работника.

Действующее сегодня законодательство не предусматривает возможности заключить срочный договор по причинам, к примеру, временного расширения производства. Это приводит к подмене трудовых отношений гражданскими. Целью указанных изменений очевидно является избежание или хотя бы уменьшение количества таких случаев.

Работы с повышенной опасностью

Гоструда неоднократно высказывалась о невозможности привлечения по гражданским договорам лиц для выполнения работ повышенной опасности. И это понятно — ведь такие работы требуют получения разрешения, а разрешение выдается субъекту хозяйствования с учетом укомплектованности работниками или ФЛП-ю с соответствующим образованием и навыками.

Но факты привлечения физических лиц на такие работы по гражданскому договору, особенно на строительстве, обнаруживают довольно часто.

Минсоцполитики же предлагает определить в Гражданском кодексе (ст. 837, 901) возможность привлечения исключительно подрядчиков — субъектов предпринимательской деятельности для выполнения работ с тяжелыми или вредными условиями труда, работ с повышенной опасностью или работ, для которых требуется профессиональный отбор.

Другие изменения

Проект предлагает определить понятие работник и работодатель, заменить в Кодексе законов о труде устаревшее «владелец или уполномоченный им орган» на «работодатель», а также обязать работодателей сообщать работнику о направленном в ДФС сообщении о принятии на работу. Такое информирование должно осуществляться в течение недели.

Появление этого проекта свидетельствует о наличии неопределенности в регулировании трудовых отношений, размытии существующих критериев и признаков трудовых отношений, что может спровоцировать злоупотребления инспекторов при проверках. А учитывая размер штрафов — такие злоупотребления вызывают существенное давление на бизнес.

Олеся Тодорюк,

юрист Адвокатского Объединения «Бачинский и партнеры»,

помощник адвоката Андрея Кавчук, руководителя практики

корпоративного права и комплаенса

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Ірина Шумська

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Наталія Василечко

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Ірена Найда

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Тарас Бачинський