Роялти за музыку. Осторожно: лицензии становятся недействительными

Музыка в барах и пабах увеличивает продажи на 50%? Казалось, что концепция любого заведения зависит не только от музыки, но и от неповторимой атмосферы, уюта, отношение к клиенту. Однако, суммы заказов в барах и пабах, где играет музыка существенно больше, по сравнению с учреждениями, в которых музыки нет. Таковы результаты исследования «Ценность музыки», проведенного британской компанией CGA Strategy Ltd, пишет MusicWorks (http://musicworksforyou.com/research). Так, в вечер пятницы или субботы, заведения с музыкой имели средний рост суммы заказов на 50%. В будние дни рост равен 21% и эта цифра растет в два с половиной раза в выходные дни.

Как это работает?

На первый взгляд – схема простая. Пользуешься музыкой для коммерческих целей – плати, как платишь за продукты, аренду помещения и работу персонала. Однако украинские реалии показывают совсем другую картину. Так, еще в мае 2013 по информации Special 301 Report Торговое представительство США включилo Украину в список наиболее злостных «пиратов» и инициировало расследование по этому поводу. Основная причина – в Украине большое количество организаций коллективного управления, которые собирают роялти, но американские лейблы деньги за это почти не получали.

Прошло 5 лет, но по данным 2018 Special 301 Report Торговое представительство США все же оставило Украину в Priority Watch List, ссылаясь на три основные основания:

  • несправедливость в сборе и распределении роялти, а также непрозрачная система администрирования ОКУ;
  • широкое использование нелицензионного программного обеспечения в работе органов государственной власти;
  • отсутствие эффективной реализации средств борьбы с нарушением авторских прав.

Вследствие отсутствия прогресса в контексте адекватной защиты прав авторов США частично приостановили имплементацию Общей системы преференций (Generalized System of Preferences (GSP) benefits) для Украины.

Так что вопрос легального использования объектов авторского права, в частности музыки, в Украине обусловило необходимость выработки новых правил регулирования деятельности по сбору, распределению и выплате правообладателям дохода за использование их музыкальных произведений. В результате ВРУ Украины приняла Закон Украины «О эффективном управление имущественными правами правообладателей в сфере авторского права и (или) смежных прав», который вступил в силу 22 июля 2018.

Не прибегая к анализу всех положений выше упомянутого закона, все же обращаем внимание на некоторые из них, которые имеют решающее значение для владельцев заведений, пользователей и других лиц, использующих музыку или тех, кто хочет начать собственный бизнес.

На что следует обратить внимание?

Поиск контрагента. С 22 апреля 2019 будут прекращены полномочия ОКУ, которые до этого момента действовали на территории Украины. Исключение составляют имеющие свидетельства уполномоченных в таких сферах коллективного управления, как воспроизведение в домашних условиях и в личных целях аудио- и видеозаписей, публичное исполнение аудио- и видеозаписей, трансляция аудио- и видеозаписей в эфир и по кабелю, которые будут действовать до сентября этого года.

Все ОКУ, которые желают осуществлять коллективное управление должны быть зарегистрированы в Минэкономразвития по новой процедуре. Сейчас зарегистрировано шесть организаций, подробная информация о которых содержится в реестре на официальном сайте Министерства.

Цена за лицензию. Расчет ставки роялти входит в компетенцию организации коллективного управления. Сумма выплат за использование музыки рассчитывается для каждого заведения индивидуально, исходя из его типа, площади помещения что озвучивается, или количества посадочных мест. Так, для кафе, баров и ресторанов важно количество посадочных мест, в то время как для магазинов, торговых центров и салонов красоты – площадь помещений.

В таких заведениях, скажем, как гостиницы, спортклубы и СПА-комплексы, музыка звучит не на всей территории. Озвучивается только рецепция, лобби бар, лифтовая зона, или ресторан. В этом случае для расчета ставки роялти учитывается только площадь таких зон.

Кроме того, организация коллективного управления должна предоставить каталог с определенным песенным репертуаром, как зарубежным, так и отечественным, чтобы пользователь имел возможность ознакомиться с ассортиментом и выбрать музыку, которая подходит под концепцию заведения.

Право на выбор. Если же договора нет, а музыка все же звучит, будьте готовы к тому, что правообладатель или уполномоченное лицо может обратиться в суд с иском о защите авторских и (или) смежных прав.

В течение 2015-2018 гг. суды рассмотрели около 2000 дел в сфере интеллектуальной собственности и защиты авторских и (или) смежных прав. В результате нарушителей обязали оплатить штрафы, размер которых варьируется от 24 000 до 230 000 грн.

К слову, наши соседи предпочитают платить роялти, а не штрафы, которые в несколько десятков раз превышают вознаграждение правообладателям. Так, в Польше компании, уполномоченные на сбор вознаграждения правообладателям, получают 90 млн. евро ежегодно, во Франции, Великобритании и Германии — 1 млрд. евро, а в США –  более 2 млрд. евро в год.

Поэтому, рекомендуем, прежде чем заключать договоры на использование музыки в своем заведении, проверить наличие такой ОКУ в реестре организаций коллективного управления. Ведь существуют нередки случаи, когда ОКУ спекулируют на своих полномочиях, продолжают предлагать свои услуги и заключают договоры на использование музыки, не имея на это полномочий.

Младший юрсит практики ІТ-права Миджак Ольга