Отмена моратория на проверки: чего стоит ожидать бизнесу?

Международная активность украинской власти имела следствием заключения ряда договоренностей из МВФ, которые должны были способствовать уменьшению административного давления на малый и средний бизнес. Одна из таких договоренностей – отмена контрольных проверок бизнеса государственными органами контроля. Как следствие 2015-2017 годы прошли без плановых проверок.

Ситуация на 2018 год

30 декабря 2017 года законом о Госбюджете был продленный срок действия моратория до 31 декабря 2018-го, а также определено дополнительные основания проведения внеплановых контрольных мероприятий.

Мораторий касался только плановых контрольных мероприятий, а потому основным инструментом, который оставался в руках контрольных органов были внеплановые проверки. Однако и они имели ограниченный радиус действия.

Внеплановые мероприятия могли проводиться лишь из таких оснований:

  1. за обращением лица о нарушении ее прав предприятием;
  2. по собственному желанию предприятия на основании письменного заявления;
  3. на основании решения суда;
  4. если состоялась определенная авария, смерть, которая была вызвана несчастным случаем в связи с деятельностью предприятия;
  5. если состоялось событие, которое влечет вредное влияние на жизнь и здоровье человека ее, права и интересы, окружающую среду;
  6. для установления состояния выполнения распоряжений и предписаний, которые выдавались во время предыдущей проверки с целью устранения нарушений.

Однако действие моратория распространялось не на все контролирующие органы. Перечень исключений был определен постановлением КМУ № 1104 от 18.12.2017.

Какие изменения состоялись в 2019 году?

Одновременно с прекращением действия моратория возобновляется действие ряда законов, соответственно будут применяться старые-новые правила проведения проверок, в частности:

  • проверки предприятий будут происходить в соответствии с планом, размещенным на инспекционном портале, доступ к которому является свободным. Проверку могут осуществлять лишь те инспекторы, которые имеют чек-листы с точно определенными рисками деятельности предприятий;
  • периодичность проверок напрямую зависит от степени риска деятельности предприятия:
    • высокая степень риска – одна проверка в течение 2 лет;
    • средняя степень риска – одна проверка в течение 3 лет;
    • низкая степень риска – одна проверка в течение 5 лет;
  • до 1 декабря года, который предшествует году проведения проверок, каждый контролирующий орган обязан утвердить плановые мероприятия на следующий год;
  • если одно предприятие станет объектом проверки нескольких разных контролирующих органов, то относительно него будет возможно проведение комплексного планового мероприятия. План проведения таких мероприятий утверждается и обнародуется на официальном веб сайте Государственной регуляторной службой Украины до 15 ноября года, который предшествует отчетному.

Определенные особенности будут касаться субъектов, которые используют упрощенную систему налогообложения. Законом № 4448 установлено, что они могут проверяться лишь:

  1. На предмет соблюдения санитарных норм, законодательства, в сфере труда и занятости (в том числе трудоустройство инвалидов), о рекламе относительно вакансий, общеобязательного государственного социального страхования (в части назначения, начисления, выплаты средств страховых выплат), предоставления соцуслуг – контролирующими органами с помощью планового и внепланового контроля.
    1. Отдельно стоит отметить, что ряд полномочий по проведению проверок в сфере санитарного законодательства принадлежит Госпродпотребслужбе в части беспечности пищевых продуктов, фито-санитарного и ветеринарно-санитарного контроля, а сфера действия закона № 4448 не охватывает такие общественные отношения (п. 2 ст. 2 закона № 4448). Поэтому можно сделать вывод, что Госпродпотребслужба будет проводить такие контрольные мероприятия на общих основаниях.
  2. Органами защиты прав потребителей (Госпродпотребслужба) за жалобами потребителей путем проведения внеплановых мероприятий контроля;
  3. Пенсионным фондом относительно субъектов средней степени риска через плановые и внеплановые мероприятия контроля.

Сколько проверок ожидает бизнеса в 2019 году?

Как отмечено на Инспекционном портале, в 2019-ом под проверки попадет свыше 121 000 предприятий, свыше 30 000 субъектов хозяйственной деятельности подпадут под комплексные проверки.

Больше всего проверок будет проведено такими контролирующими органами:

  • ГСЧС – 76 300 проверок;
  • Госпродпотребслужба – 21 897 проверок;
  • Гоструда – 16 905 проверок.

Относительно предприятий, которые подпадают под проверку, то наибольшей популярностью среди контролирующих органов пользуются:

  • сельскохозяйственные предприятия – около 17 000;
  • предприятия оптовой и розничной торговли – около 11 000;
  • строительные компании – около 5000.

Немного меньше будут проверять пищевую промышленность и транспортную отрасль.

Кого нужно бояться больше всего?

Наибольшую опасность для бизнеса составляют налоговая и Гоструда. Именно эти два органа считаются основными наполнителями государственного бюджета в 2019-ом. По сравнению с проектом бюджета на 2018 год сумма налоговых поступлений в 2019 году должна вырасти на 101 млрд грн. К тому же рост минимальной заработной платы до 4173 грн потянет за собой увеличение размера ЕСВ, который должен платить работодатель, что может повлечь за собой уклонение от заключения трудовых договоров некоторыми работодателями. А штрафы за такое уклонение очень высоки. К примеру: допуск к работе неоформленного работника – 125 190 грн, выплата заработной платы ниже среднего уровня – 41 730 грн и тому подобное.

И на конец…

Результат проверки будет зависеть от количества и тяжести обнаруженных нарушений. В зависимости от органа, который осуществляет проверку, и вида нарушения предприятию могут предоставить определенное время на исправление нарушений или же наложить штраф тут же. Поэтому лучше не рискуйте и попробуйте устранить нарушение к началу проверки.

Александр Полищук,

младший юрист практики корпоративного права и

комплаенса АО “Бачинский и партнеры”