Украина ратифицировала MLI соглашение: агрессивным налоговым практикам приготовиться на выход

Что такое MLI и почему столько шума? Не секрет, что большинство действующих соглашений об избежании двойного налогообложения соответствуют духу свободных 1980-х или 90-х, когда банковская тайна действительно существовала, а банковские счета открывали за сутки.

Теперь их называют несовершенными, ведь при перемещении капиталов компании с легкостью избегают не только двойного налогообложения, но и налогообложения вообще. Результат таков: ежегодная потеря странами налогов на сумму от 100 до 240 млрд. долларов США (по данным ОЭСР).

Для борьбы с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения ОЭСР разработала целую систему мероприятий, среди которых нейтрализация последствий гибридных налоговых систем; разработка правил относительно контролируемых иностранных компаний; обязательное раскрытие информации; предотвращения предоставлению льгот, предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения по неподходящих обстоятельствах.

Одна из таких мер — создание многостороннего инструмента для внесения изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения. Таким инструментом по сути является MLI.

Уникальность MLI в том, что это альтернатива индивидуальному просмотру конвенций в «ручном» режиме — безумно длительной и сложной процедуре. MLI конвенция, она же «Многосторонняя конвенция по выполнению мероприятий, касающихся соглашений о налогообложении, с целью противодействия размыванию базы и выведению прибыли из-под налогообложения», позволяет изменять международные соглашения почти автоматически.

Фактически, MLI — это «идеальная конвенция» с точки зрения борьбы с вредными налоговыми практиками. Страны, присоединившиеся к ней, могут вносить изменения во все или в некоторые действующие соглашения и выбирать при этом перечень статей, принимаемых в предлагаемой ОЭСР редакции.

Как это работает: к примеру, 7 июня 2017 года Израиль вместе с 67-ю другими странами подписал конвенцию MLI, и одновременно опубликовал перечень из 56-и соглашений, которые стремится изменить с помощью MLI. В этом перечне есть не только страны, что уже присоединились к конвенции, но и те, которые пока не выразили позицию, например США. Поэтому, даже несмотря на то, что в Израиле MLI вступает в силу с 1 января 2019-му, положения соглашения между двумя странами не изменятся автоматически, по крайней мере пока нет согласия США.

 

Какова позиция Украины?

Украина присоединилась к Программе расширенного сотрудничества в рамках ОЭСР еще в 2017 году, взяв на себя обязательства ввести минимальный стандарт Плана действий для борьбы с размыванием базы и выводом прибыли из-под налогообложения (BEPS): шаг 5 «Совершенствование мер борьбы с налоговыми злоупотреблениями», шаг 6 «Недопущение злоупотребления льготами, предусмотренными двусторонними соглашениями», шаг 13 «Рекомендации о документации по трансфертному ценообразованию и раскрытия информации по странам» и шаг 14 «Совершенствование процедуры взаимного соглашения путем разрешения споров».

Именно для реализации шагов 6 и 14 Украина предварительно выбрала такие положения Конвенции MLI:

 

  • обновления преамбул налоговых соглашений в части цели применения;
  • предотвращение неправомерного применения соглашений (вводится правило основной цели);
  • доход от отчуждения акций компаний, владеющих недвижимым имуществом;
  • изменение правил признания постоянных представительств;
  • процедура взаимного согласования.

 

На данный момент Украина задекларировала намерение изменить 77 действующих соглашений (в частности, с Кипром, Чехией, Нидерландами, Великобританией и ОАЭ). Чтобы положения соглашения изменились, вторая сторона тоже принять эти положения. Следить онлайн за процессом согласования можно с помощью матрицы: http://www.oecd.org/tax/treaties/mli-matching-database.htm.

К примеру, можем увидеть, как изменится соглашение Украины и Кипра: обе страны совместно выбрали изложить в новой редакции пока только положение о «Предотвращение неправомерном применению соглашений». При этом Кипр до сих пор не ратифицировал конвенцию.

 

К чему готовиться?

Цивилизованный мир давно стал на путь борьбы с treaty shopping: конвенции переформатируются таким образом, чтобы защищать не от избежания двойного налогообложения, а от агрессивных налоговых практик, которые стали возможными благодаря несовершенству соглашений.

В первую очередь под угрозой будут схемы, построенные по принципу налоговой целесообразности. Реальный бизнес, который использует иностранные элементы для логистики, близости к потребителю и рынков, не претерпит существенных изменений.

Следует понимать, что MLI не изменит положения соглашений по мановению волшебной палочки: к налогам на доходы нерезидентов положения MLI начнут применяться с 1 января года, следующего за годом вступления в силу MLI для обеих стран-участниц соответствующей Конвенции. Положение относительно других налогов — после завершения 6-месячного периода, с даты вступления в силу MLI для последней из стран — участниц соответствующей Конвенции. Для Украины Конвенция вступит в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех календарных месяцев с даты сдачи Украине на хранение OECD: по нашим прогнозам точно не раньше лета 2019-го.

Общемировой тренд деофшоризации не обходит Украину, правда эти процессы происходят с характерными задержками. У бизнеса есть время, чтобы пересмотреть налоговую структуру. Мы же советуем планировать дальнесрочное: учитывать не только те изменения, которые уже пришли в Украину, но и те, что актуальны: автоматический обмен налоговой информацией, ужесточение требований к контролируемым операций и ряд других. Если коротко, то привыкать к новой реальности, в которой налоговая резидентность равнозначна физической.

 

Мы вам
перезвоним