КАК БУДУТ ПРОВЕРЯТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ?

Порядок и основания проведения контрольных мероприятий различными органами власти на сегодня являются актуальными в условиях постоянных изменений законодательства и принятия новых законодательных актов.

Постепенно появляются новые правила и критерии, по которым осуществляется контроль, определяется его периодичность и критерии рискованности деятельности определенных предприятий.

На очереди имеем критерии оценки степени риска для предприятий, которые занимаются предоставлением услуг и выполнением работ противопожарного назначения.

Какие же это работы? К ним относят в частности оценку противопожарного состояния, работы по монтажу систем пожарной сигнализации, систем пожаротушения, противодымной защиты, а также их техническое обслуживание, огнезащита и др. Осуществление такой деятельности требует получения лицензии в соответствии с порядком, определенным лицензионными условиями.

Постановление Кабмина от 04.04.2018 № 246 утвердило два критерия оценки степени риска: срок осуществления деятельности и наличие зафиксированных фактов нарушения лицензионных условий.

По этим критериям принято решение отнести всех субъектов хозяйствования к одной из трех степеней риска — высокий, средний или незначительный.

Высокая степень риска предприятия означает, что деятельность противопожарного назначения проводится менее двух лет, или если в течение последних двух лет перед плановой проверкой по результатам не менее двух проверок были зафиксированы нарушения лицензионных условий.

К предприятиям со средней степенью риска отнесены те, которые занимаются противопожарной деятельностью в течение двух — четырех лет, или если в течение последних трех лет перед плановой проверкой по результатам не менее двух проверок были зафиксированы нарушения лицензионных условий.

Незначительная степень риска установлена для предприятий, осуществляющих указанную деятельность не менее четырех лет, или если в течение последних трех лет перед плановой проверкой по результатам не менее двух проверок не было зафиксировано нарушение лицензионных условий.

Как же быть с предприятиями, к примеру, осуществляющими деятельность более четырех лет, однако имеющими зафиксированные нарушения лицензионных условий?

Такая ситуация регулируется следующим положением постановления — «в случае если субъект хозяйствования может быть отнесен одновременно к двум или более степеней риска, такой субъект относится к более высокой степени риска из тех, к которым он может быть отнесен».

То есть в указанном выше примере предприятию присвоен высокий или средний степень риска в случае, если не менее дважды проверками зафиксированы нарушения, в зависимости от времени выявленных нарушений.

Периодичность плановых мероприятий контроля установлена ​​для каждого степени риска: для высокого — раз в 2 года, для среднего — раз в три года, для незначительного — раз в пять лет.

Приятным бонусом является увеличение интервала перед следующей плановой проверкой в ​​полтора раза для предприятий, на которых, во время не менее чем двух последних проверок, не выявлено нарушений лицензионных условий.

Какие же требования нужно соблюдать, чтобы не иметь фактов нарушений и снизить свою степень риска?

Лицензионные условия устанавливают общие требования к осуществлению деятельности противопожарного назначения, а также отдельные требования в зависимости от вида работ или услуг.

К общим относятся: наличие помещения и материально-технической базы, минимального количества работников с соответствующим образованием, использование сертифицированных систем, средств и продукции, ведение и хранение журналов учета и тому подобное.

Далее по каждому виду работ и услуг установлены отдельно кадровые, технологические и организационные требования.

Кадровые требования устанавливают минимальное количество исполнителей работ и уровню их образования, а также требования к образованию руководителя.

Технологические — перечень необходимого оборудования и приборов.

Организационные требования касаются перечня документов, необходимых для работы, порядка хранения документов, уведомления органа лицензирования об изменениях сведений, а также порядка выполнения работ или оказания услуг.

Соблюдение лицензионных условий при осуществлении деятельности – это, конечно, залог положительного результата проверки. Однако всегда нужно помнить о исчерпывающем перечне прав контролирующих органов и оснований для проверки, а также наличии у них обязанностей действовать исключительно в соответствии с законом.

Поэтому во время мероприятий контроля необходимо тщательно изучать документы, являющиеся основанием для их проведения, полномочия работников органов контроля и, по возможности, привлекать юриста к проведению проверки.

В случае несогласия с результатами — обязательно указывать об этом в акте, составленном по результатам проверки, и оспаривать принятые на его основании решения.

Тенденция к снижению неоправданного давления на бизнес должна быть единственным правильным направлением при внесении изменений в законодательство и принятия решений судами. Поэтому отстаивайте свои права.

Если Вам нужна юридическая помощь в процессе проверки контролирующим органом или если Вы не согласны с решениями таких органов и хотите их обжаловать – обращайтесь по телефонам, указанным на сайте или по адресу: г. Львов, ул. Здоровья, 16.