«Зеленая» ре- или эволюция в энергетике ?!

Привычная государственная поддержка производителей электроэнергии из возобновляемой энергетики — в виде гарантированного выкупа всего объема электроэнергии по «зеленому» тарифу — очень скоро может претерпеть изменения.

«Зеленый» тариф сам по себе является достаточно привлекательным для инвестиций и на сегодня уже опередил мировой уровень инвестиций в ископаемое топливо.

Однако, достаточно большой «зеленый» тариф, а также наличие гарантии выкупа всей производимой энергии, приводит к повышению ее конечной стоимости для потребителей.

«Зеленые» киловатты в дальнейшем смешиваются с более дешевыми «атомными» и произведенными на крупных гидро- и теплоэлектростанциях, а затем по усредненному тарифу продаются энергоснабжающим компаниям, для реализации их потребителям.

Так, в 2017 году «зеленая» энергия составляла лишь 1,5% от общего объема производимой электроэнергии. Процент оплаты с Оптового рынка за эту «зеленую» энергию составил 7,5%. Как видим цифры существенно различаются.

Среди особенностей больших «восстановительных» электростанций — резко переменные режимы работы. Следствием этого есть дополнительные расходы на поддержание резервных мощностей, а также на диспетчеризацию, которые владельцами не компенсируются.

В современных условиях распространены мнения об устарелости «зеленых» тарифов и их неэффективности, особенно в контексте ситуации в некоторых европейских государствах. Обязательства выкупа всей «зеленой» электроэнергии могут повлечь негативные последствия для государственного бюджета.

В то же время, развитию альтернативной энергетики способствует снижение затрат при строительстве солнечных и ветровых электростанций. Это обусловлено постепенным удешевлением оборудования через активное развитие технологий в этой сфере.

В Верховной Раде Украины сегодня прорабатывается ряд законопроектов, направленных на снижение избыточной ценовой нагрузки на потребителей электроэнергии.

Законопроектом № 8449 от 07.06.2018 предлагается ввести избрание субъектов электроэнергетики, которым будет оказана господдержка на конкурсной основе — на аукционе. Аукцион станет своеобразной альтернативой фиксированному «зеленому» тарифу.

Проект меняет условия предоставления поддержки не для всех — только для электростанций, мощность которых превышает определенные нормы. Так, солнечные электростанции с мощностью более 10 МВт и ветровые более 20 МВт будут участвовать в аукционе.

На привычном «зеленом» тарифе останутся менее мощные «зеленые» электростанции, станции любой мощности, введенные до июля 2019 года, а также те, которые заключили предварительные договоры о покупке энергии по «зеленому» тарифу.

Риск в случае принятия законопроекта возникает для инвесторов, которые уже начали реализовать проекты согласно финансовому плану и определенным экономическим показателям, но не попадают под «исключения из аукциона». Им нужно будет адаптировать проект под новые правила, что может повлиять на определенные ранее экономические показатели.

Проводить аукцион планируется в следующем порядке. Кабмин будет определять квоту господдержки в год по предоставлению Минэнергетики. Квота будет содержать долю каждого восстановительного источники и может включать региональные квоты.

Первый аукцион будет касаться распределения квоты на 2020 год.

Квоты предлагается делить на лоты различных размеров с ограничением максимального размера, а также предельного размера лота, что может быть приобретен одним участником (или несколькими участниками с одним конечным бенефициарным владельцем).

Победителем будет определяться участник, предложивший самую низкую цену энергии, по которой он готов ее производить из альтернативных источников (самую низкую аукционную цену).

Устанавливается также предельный размер аукционной цены — размер «зеленого» тарифа соответствующей категории.

Победитель обязуется построить и ввести в эксплуатацию объект возобновляемой энергетики в течение трех лет с даты подписания договора.

Кроме основного законопроекта № 8449 на сайте Верховной рады Украины зарегистрировано 7 альтернативных. Основные различия между ними заключаются в изменении даты введения аукционов (2020, 2025 годы). Также есть разные подходы к определению субъектов альтернативной энергетики, для которых участие в аукционе будет обязательным. В одних законопроектах предлагается аукционы сделать обязательными для всех, правда их введения откладывается, в других уменьшается мощность объектов электроэнергетики для «порогов аукциона». В частности, законопроект 8449-3 предусматривает обязательное участие в аукционе солнечных электростанций с мощностью более 0,5 МВт, ветровых — более 3 МВт, биомассы — более 3 МВт. Также указанный законопроект изменяет срок предоставления государственной поддержки с 20 лет на 15 лет.

Обычно значительное количество законопроектов появляется тогда, когда есть желание затянуть процесс принятия соответствующего закона. Кому это выгодно в данной ситуации? Видимо тем, кто не сможет пользоваться из действующего «зеленого» тарифа после введения условий аукционов.

По нашему мнению, процедура проведения аукциона должна быть максимально прозрачной во избежание злоупотреблений, договоренностей между «игроками» в этой сфере и возникновения новых коррупционных схем. Наиболее эффективными на сегодня показали себя электронные платформы проведения торгов, например, ProZorro, минимизирующие решения и вообще вмешательства человеческого фактора. Однако, и в случае использования электронных систем проведения аукционов часто можно найти схемы, чтобы обойти правила.

Проект Закона № 8449, так же, как и альтернативные законопроекты, предусматривающие использование электронных торговых систем (онлайн платформ), и обязывают Кабинет Министров Украины разработать соответствующий порядок проведения аукционов. Поэтому надеемся, что введение действительно публичного аукциона с применением доступных онлайн платформ, если даже не исключит все возможные риски, то точно их минимизирует.