Изменения в формировании и деятельности наблюдательного совета: действительно ли вести бизнес стало проще?

Акционерные общества (далее — АО) и общества с ограниченной ответственностью являются одними из самых популярных организационно-правовых форм для ведения бизнеса. Только по состоянию на 01.05.2018 было 14597 АО. Государство постоянно ищет способы обеспечения защиты прав акционеров и повышения прозрачности в деятельности АО. Для решения данного вопроса был принят Закон № 2210-VIII ( «… по упрощению ведения бизнеса и привлечения инвестиций эмитентами ценных бумаг») от 16.11.2017, которым введены изменения в основные акты, регулирующие деятельность АО, в том числе и в Закон Украины «Об акционерных обществах». Итак, подробнее пройдемся по пунктам.

Формирования наблюдательного совета

Новыми изменениями определено обязательность формирования наблюдательного совета (далее — НС) в:

  • Публичных акционерных обществах (далее — ПАО)
  • Банках;
  • Частных акционерных обществах (далее — ЧАО), число акционеров которых составляет 10 и более;

Но из данного правила есть исключение. Формирование НС не является обязательным, если каждый без исключения из 10 и более акционеров аффилированные.

Ранее формирования НС было обязанностью каждого АО, которое имело 10 и более акционеров, несмотря на тип (частное или публичное).

По времени осуществления полномочий НС, то здесь также произошли изменения. Традиционно члены НС избираются на общем собрании (далее — ОС). Однако, если ранее они избирались до следующего годового собрания АО, то теперь определено, что срок полномочий составляет не более 3 лет.

Для ЧАО законодатель установил дополнительную возможность определить в уставе иной срок полномочий НС, что не превышает 3 года.

Были установлены гарантии и о независимости НС. Требование о минимум двух независимых директорах в составе НС дополнили. Установили, что НС должен состоять на 1/3 из независимых директоров. А наименьшее количество таких директоров должно составлять 2. Отсюда логично устанавливаем, что наименьшее число членов НС должно равняться 6 лицам. Такие требования касаются ПАО, а также государственных ЧАО. К таковым относятся:

  • ЧАО, где государство является собственником более 50% акций;
  • ЧАО, 50 и более процентов акций, которых находятся в уставных капиталах государственных хозяйственных обществ.

Новеллой стали требования к независимому директору (независимому члену) НР. Например, не подпадают под требования лица, которые в совокупности были членами НС более чем 12 лет, предыдущие 5 лет входили в состав органов управления общества, являются акционерами (владельцами контрольного пакета) или их представителями. Предусмотрены также и другие ограничения. На такого члена НС не должно осуществляться ни одно влияние других членов совета.

Следует учесть, что введены и ограничения по должности председателя НС. Члену НС исключена возможность быть председателем, если он прошлый год был председателем коллегиального исполнительного органа АО или выполнял обязанности такого органа единолично.

Компетенция наблюдательного совета

Изменениями были существенно повышена роль НС в управлении АО. К примеру, ряд вопросов, которые ранее определялись уставом, отнесено к ведению НС, а именно:

  • представление акционером сообщение конкретным способом;
  • порядок уведомления лиц о выплатах дивидендов (дата и срок, размер, порядок);
  • способ ознакомления с информацией о проведении ОС АО и рассылка повестки дня инициатором созыва.

Теперь ОС АО не решают вопросов, относящихся к ведению НС. Однако это не касается ЧАО, в уставе которого предусмотрено, что НС АО вправе решать вопросы, входящие в компетенцию НС. Также НС имеет право передать на рассмотрение ОС АО любой вопрос, принадлежащей к рассмотрению НС.

К тому же определены случаи, при которых НС предоставляет согласие на совершение крупной сделки.

Комитеты наблюдательного совета

Рост значения НС в осуществлении управления АО законодатель компенсировал увеличением роли ее комитетов, прежде всего, в публичных и государственных АО.

Теперь, кроме привычных нам устава АО и положение о НС, формирования и деятельность комитетов НС регулируются также положениями о комитетах, утвержденные НС. Также было предусмотрено полномочия комитетов, которые обязательно должны быть созданы.

По составу комитетов, то они должны состоять минимум из 3 членов. Однако внутренними документами может быть установлено ​​другое количество. Заседание имеют право посещать другие лица, среди которых члены исполнительных органов и эксперты, но только по приглашению комитета.

Внесенными изменениями было больше конкретизировано вопрос принятия решений НС по предложениям ее комитетов. В частности, в случае отсутствия предложения комитета по вопросам, которые готовятся на рассмотрение НС, последний не имеет права самостоятельно принимать решения по таким вопросам. Тем самым законодатель наряду с предоставлением широких полномочий НC, установил для него определенные ограничения.

Также с целью повышения эффективности деятельности комитетов НС, для них назначается финансирования. За счет выделенных средств комитеты НС могут привлекать юристов, экономистов и финансовых экспертов для оказания профессиональных консультаций.

Одновременно с увеличением полномочий комитетов НС повышаются и требования к отчетности. Комитеты не реже чем раз в год докладывают о проделанной работе. Исключением является комитет по аудиту, который отчитывается раз в полгода.

Отчет наблюдательного совета и оценка ее деятельности

Ежегодно НС ПАО, а также по желанию НС ЧАО готовит отчет о проделанной работе. Такой отчет является отдельной частью общего годового отчета АО, а поэтому к нему применяются требования относительно порядка и сроков обнародования общего годового отчета.

Отчет должен отражать оценку деятельности НС. Такая оценка должна содержать:

  • оценку как коллегиального органа НС (структура, состав и деятельность);
  • оценка каждого члена НС (эффективность, компетентность)
  • оценка независимости каждого независимого директора;
  • оценка комитетов НС (компетентность, эффективность, состав, количество заседаний, описание основных вопросов)
  • оценка достижения поставленных целей.

Кроме того, отчет должен содержать процедуры принятия решений НС, а также взаимосвязь между деятельностью совета и изменениями в финансово-хозяйственном состоянии общества.

Принятие изменений все-таки больше плюс или минус?

Уже из самого названия Закона можно понять на достижение какой цели он направлен. Путем предоставления значительно более широких полномочий наблюдательному совету, по сути, была создана эффективная система сдержек и противовесов. Тем самым значительно уменьшено влияние мажоритарного акционера и соответственно укреплено положение миноритарных акционеров, а также созданы условия для привлечения инвестиций.

Александр Полищук,

младший юрист практики корпоративного права и комплаенсу  АО “Бачинский и партнеры”

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Тарас Яцищук

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Олеся Тодорюк

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Наталія Василечко

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Ірена Найда

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Тарас Бачинський