Трансфертное ценообразование — новеллы законодательства

Принцип «вытянутой руки»
Трансфертное ценообразование — процедура связана с определением прибыли с
использованием принципа "вытянутой руки". Этот принцип применяется при определении
суммы налога с прибыли, полученной в результате осуществления контролируемой
операции. Контролируемые операции, согласно статье 39 Налогового кодекса, это
хозяйственные операции:
1) контрагентами в которых связанные лица-нерезиденты;
2) внешнеэкономические (покупка / продажа товаров, услуг), осуществляемых через
комиссионеров, являющихся нерезидентами
3) стороной в которых является нерезидент, зарегистрированный ли резидентом
государств, которые занесены в правительственный "черный список";
4) осуществляемые с нерезидентом, не осуществляет уплату корпоративного налога с
доходов, в том числе, полученных за пределами государства регистрации.
Суть принципа "вытянутой руки" заключается в том, чтобы объем прибыли по операциям
между связанными лицами определялся через сопоставление с идентичными
соглашениями, заключаемыми лицами, которые не являются связанными. Согласно ПК,
для данных расчетов налогоплательщиками применяются следующие методы:
сравнительной неконтролируемой цены, цены перепродажи, «расходы плюс», чистой
прибыли, распределения прибыли. Для применения метода, учитываются
целесообразность избранного в конкретном случае метода, полнота и достоверность
степень сопоставимости между контролируемыми и не контролируемыми операциями.
Налогоплательщик может использовать любой метод, который по его мнению лучше
всего использовать в данном случае.
Изменения в законодательстве
Законом №2245 внесены изменения в налоговое законодательство о трансфертном
ценообразовании и проверок, связанных с этой процедурой.
1. Снижены порог определения контролируемости операций
Первой новизной есть новые объекты контроля. Если раньше, контролируемыми
определялись операции налогоплательщика, получал доход не менее 50 миллионов гривен
за предыдущий год, то теперь это операции, объем которых составляет более 10
миллионов гривен за соответствующий год. Кроме того, операции осуществляемые между
постоянными представительствами нерезидентов и резидентами Украины не являются

контролируемыми в понимании налогового законодательства в части трансфертного
ценообразования.
2. Новые критерии связанности лиц.
В действие вступили старые нормы налогового законодательства по определению
связанности лиц. Таким образом, связанные лица — юридические лица, в которых одно и то
же физическое лицо выполняет функции единоличного органа управления. Например,
если лицо А занимает должность директора в двух ООО, то данные ООО признаются
связанными. Также, в статью 14 внесены новые критерии, по определению связанности
лиц. Связанными также субъекты хозяйствования, которые имеют одного и того же
конечного владельца и юридическое и физическое лицо, в собственности которого
находится это юридическое лицо.
3. Определение порога по корректировкой цен на товары или услуги согласно Налоговому
кодексу
Определено, что "порог" в 10000000 определяется не по договорным ценам, а по
корректировкой цен в соответствии с принципом "вытянутой руки". Например, если по
ценам, указанным в договоре, объем доходов составит 9000000, но с использованием
вышеупомянутого принципа данная сумма превысит 10000000, то операции будут
признаваться контролируемыми.
4. Вывод из правительственного "черный список" нескольких государств
Также внесены изменения в перечень государств, операции с которыми признаются
контролируемыми. 31 января 2018 правительство приняло постановление, которым 5
государств было исключено из списка — Грузия, Венгрия, Латвия, Эстония и Мальта. В
общем список составляет 80 стран.
5. Утвержден перечень форм компаний, которые не платят корпоративный налог.
Следующей новеллой является утвержденный правительством перечень организационных
форм нерезидентов, которые не выплачивают корпоративный налог. Если
налогоплательщик приобрел в 2018 году товары или услуги у нерезидентов,
организационная форма которых присутствует в данном списке, то он обязан
корректировать финансовый показатель за отчетный период — увеличить на 30%. От
стоимости этих товаров / услуг или подтвердить сумму расходов по принципу "вытянутой
руки". В случае несовершения этих действий, налогоплательщик обязан подтвердить
рыночность цены по первому требованию фискалов.
6. Применение разниц, согласно статье 140 НКУ, можно проверять

В связи с этим, законодатель уточнил, что запрет налоговикам проверять соблюдение
принципа "вытянутой руки" во время проведения плановой документальной проверки не
касается контроля за соблюдением налогоплательщиком требования по применению
разниц, о которых шла речь выше.
7. Встречные сверки
Еще одной новеллой закона является предоставление налоговым органам возможности
получать информацию по соблюдению субъектами хозяйствования принципа "вытянутой
руки" путем проведения встречной сверки. То есть, плательщики могут уточнить данные,
необходимые для налоговиков при осуществлении проверки и последующей оценки
деятельности плательщика.
8. Корректировка объема прибыли налогоплательщиком
Следующим нововведением является предоставление возможности налогоплательщику
самостоятельно корректировать цены на товары или услуги по операциям, если
налоговики при проверке установили факт несоблюдения принципа "вытянутой руки".
Плательщик может подать расчеты уточняющий декларации до 1 октября года,
следующего за отчетным, без штрафа. Ограничения относительно самостоятельного
корректировки касается тех контролируемых операций, которые еще проверяются
налоговиками.
9. Уточнение требований по представлению документации
ДФС может направить субъекту хозяйствования запрос о представлении документов,
связанных с контролируемыми операциями, не быстрее 1 октября года, следующего после
того, в котором была осуществлена ​​операции. Кроме этого, уточнены данные по
документация, подается. В частности, необходимо указать данные:
-о лице, которое являеться субъектом контролируемой операции, и о лицах, которые
являются связанными с плательщиком (имеется в собственности его корпоративные права
или корпоративные права которых находятся в его собственности);
— описание организационной и управленческой структур налогоплательщика, с данными
общего числа лиц, являющихся работниками, а также по отдельным отделам;
— финансовые показатели, используемые при расчете рентабельности, должны
подтверждаться финансовой и бухгалтерской отчетности плательщика или иной стороны
сделки.
10. Проверки операций по 2013-2014 г.

Проверка контролируемых операций, совершенных в течение 2013-2014 годов будет
назначаться в соответствии с действующими нормами законодательства, но будут
использоваться методы, которые действовали на момент совершения операций.
11. Усовершенствована предварительное согласование ценообразования
Законом установлены новые правила, по предварительному согласованию определения
цен, в частности, предусмотрена возможность для крупного налогоплательщика
заключения договора с налоговиками, согласно которому:
— его действие может распространяться на весь отчетный период, в котором он заключен,
или даже на предыдущие периоды;
— договор может пролонговуватися на новый срок, при соблюдении условий
плательщиком;
— гарантии стабильности договора, при изменении законодательства или потери статуса
крупного плательщика
Также осуществлено уточнение требований к порядку, согласно которому осуществляется
предварительное согласование ценообразования. Порядок утверждается Кабмином и
регулирует заключения вышеупомянутых договоров.
12. Определение договорной стоимости
Договорной считается стоимость проданных товаров, которая должна отражаться по
правилам бухгалтерского учета до налогообложения.
Адвокатское объединение "Бачинский, Коломиец и партнеры" окажет вам помощь в
решении вопросов, связанных с трансфертным ценообразованием.