Прекращение предпринимательской деятельности физического лица (далее — ФЛТ) возможно по следующим причинам:
— Принятие решения ФЛП о прекращении предпринимательской деятельности;
— Смерти ФОТ;- Признание ФЛП недееспособным, ограниченно дееспособным, умершим или безвестно отсутствующим по решению суда;
— Вынесение судом решения о прекращении предпринимательской деятельности в связи с признанием ФЛП банкротом, осуществления им деятельности, которая запрещена законом, непредставление им в течение установленных сроков налоговой отчетности, и тому подобное.
Процедура и порядок ликвидации ФЛП
В данной публикации мы подробно проанализируем процедуру прекращения деятельности ФЛП на основании его решения (далее — ликвидация ФЛП).
Условно процедуру ликвидации ФЛП можно разделить на два отдельных этапа, первый из которых — представление государственному регистратору необходимого пакета документов на проведение госрегистрации ликвидации ФЛП, и второй — проведение органами ГФС налоговых проверок на предмет отсутствия задолженности ФЛП по уплате налогов, сборов и социального взноса.
С принятием ВС Украины в июля 2014 года Закона Украины № 1258-18 значительно упростилась процедура ликвидации ФЛП, ведь она продлится, по сути, всего один день. Напомним, что ранее эта же процедура могла затягиваться до 3 месяцев, так как запись в ЕГР о прекращении деятельности ФЛП вносился регистратором только после получения всех справок об отсутствии задолженности от органов ГФС и Пенсионного фонда.
Документы необходимые для ликвидации ФЛП
Сегодня, для проведения госрегистрации ликвидации ФЛП необходимо подать только заполненную (машинописью или собственноручно) регистрационную карточку (форма 12), а также предъявить госрегистратору паспорт (если регистрационная карточка подается лично ФЛП) или доверенность (если от имени ФЛП действует представитель). В свою очередь, госрегистратор в тот же день или на следующий (но не позже) вносит в ЕГР соответствующую запись о проведении регистрации прекращения деятельности ФЛП по его решению, с одновременной передачей в порядке взаимного обмена информацией о прекращении территориальным органам ГФС, Пенсионного фонда и выдает сообщение о внесения такой записи.
Заметим, что после проведения регистрации прекращения предпринимательской деятельности, ФЛП, однако, все еще продолжает находиться на учете в контролирующих органах как плательщик налогов, получающий определенный доход от осуществляемой им предпринимательской деятельности. Следовательно, такое лицо, с целью обеспечения проведения окончательных расчетов по уплате налогов, обязано подать соответствующему территориальному органу ГФС налоговую декларацию за отчетный год, в котором было проведено регистрации прекращения ФЛП.
Ликвидация ФЛП на едином налоге
Основанием для снятия ФЛП с учета налогоплательщиков является соответствующее сообщение о проведении прекращения ФЛП по его решению. После получения уведомления соответствующие территориальные органы ДФС обязаны назначить и провести в установленные сроки внеплановую документальную проверку ФЛП в правильности начисления и уплаты налогов и единого социального взноса.
По результатам проведенной проверки (если у ФЛП нет никаких налоговых задолженностей) выдаются две справки — о снятии с учета налогоплательщика (форма 12-ОПП) и справка об отсутствии задолженностей по уплате ЕСВ (форма 3-ЕСВ). Согласно закону указанные справки должны быть выданы в течение 5 рабочих дней после снятия с учета налогоплательщика (3-ЕСВ в течение 3 рабочих дней). Кроме этого, необходимо закрыть все банковские счета, открытые на ФЛТ, а также уничтожить печать (при наличии).
АО «Бачинский, Коломиец и партнеры» предоставляет весь комплекс услуг, связанных с прекращением физического лица предпринимателя. Поэтому если у вас возникнут какие-либо вопросы, обращайтесь за телефонами: +38 096 002 01 00, +38 050 431 70 84.