А в сфере проверок бизнеса очередные новости. Теперь есть новый закон в сфере
государственного контроля за соблюдением законодательства о пищевых продуктах,
кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровья и благополучия
животных.
Прежде всего, законом определен перечень операторов рынка, на которых закон
распространяется. Это операторы рынка пищевых продуктов, операторы рынка
кормов, операторы мощностей и операторы рынка в сфере обращения с побочными
животными продуктами, то есть все субъекты хозяйствования, осуществляющие их
производство, продажу и оборот, включая заведения ресторанного хозяйства.
Среди мер контроля — аудиты и инспектирования, предзабойный и послезабойный
осмотр, отбор образцов, лабораторные испытания, документальная проверка,
проверка соответствия, физическая проверка.
Контроль будет осуществляться без предупреждения, кроме проведения аудита и
других ситуаций, когда предупреждения необходимо для обеспечения
эффективности. При этом установлено риск-ориентированный подход, а одними из
принципов определены оценка рисков и целесообразность, презумпция
правомерности действий субъекта хозяйствования в случае неоднозначного
толкования законодательства.
Основанием для плановых мер является, конечно же, план, для внеплановых –
информация о несоответствии (из любых источников) или обоснованное подозрение
несоответствия. Что означает обоснованность подозрения пока не понятно.
Такие формы контроля как инспектирование и аудиты проводят согласно акта с
исчерпывающим перечнем вопросов, которые являются предметом проверки. Если
определенных вопросов нет в акте — проверять их запрещается.
Между аудитом и инспекцией существует определенная разница. Аудит касается
постоянно действующих процедур и включает проверку документации, процессов,
систем внутреннего контролю, квалификации работников, а также действий,
предпринятых после анализа несоответствий в случае их выявления, а результаты
аудита влияют в дальнейшем на степень риска деятельности. Один инспектор не
может осуществлять два аудиты одной мощности подряд.
Инспектирование же касается гигиены, инцидентов, связанных с безопасностью,
плана действий по результатам нарушений и включает проверку как помещений,
территорий, так и оборудования, сырья и тому подобное.
Отбор образцов для проведения контроля бывает плановым и внеплановым (в случае
возникновения новых подозрений уже во время контроля). При этом отбирают два
идентичных образца. Один образец предоставляется лаборатории для основного
исследования, другой – сохраняет субъект хозяйствования для арбитражного
исследования. Процедура фиксируется в акте, где также указываются необходимые
для испытаний показатели.
Может осуществляться отбор большего количества образцов с целью альтернативных
испытаний, если оператор рынка на этом настаивает.
Арбитражное исследование необходимо в случае несогласия с результатами
основных испытаний. В таком случае он подает заявление с указанием другой
лаборатории в течение 5-ти дней и несет расходы на его проведение.
Среди прав инспекторов при проведении контроля особого внимания заслуживает
право беспрепятственного доступа к мощностям без предупреждения, но только во
время их работы.
Главные же государственные (ветеринарные) инспекторы также могут принять
решение об уничтожении продуктов, прекращении производства или, к примеру,
аннулировании эксплуатационного разрешения.
Субъект хозяйствования в свою очередь имеет право получать документы,
касающиеся проверки, не допускать к проверке в случае их непредоставления или
нарушения периодичности, предоставлять объяснения, замечания или возражения,
получать дополнительные образцы (при отборе образцов) для проведения
альтернативного лабораторного исследования и т.д.
Закон устанавливает новые размеры штрафов, которые варьируются от 11 169,00 грн
до 186 150,00 грн. Размер штрафа зависит от вида предприятия. Так, за одно и то же
нарушение для ФЛП установлено меньшие размеры штрафов, чем для юридических
лиц.
Ответственность установлена преимущественно за несоблюдение требований:
гигиенических, по маркировке, по не извлечению из обращения опасных продуктов,
реализацию непригодных или вредных продуктов, или продуктов, срок хранения
которых истек, невыполнение решений органов контроля, недопуск должностного
лица, а также за предоставление недостоверной информации или отказ в
предоставлении информации органам контроля.
Самый большой штраф установлен за невыполнение решения о прекращении
производства (50 и 40 минимальных зарплат для юридический лиц и ФЛП
соответственно).
За деятельность без зарегистрированной мощности юридические лица будут иметь
штраф в размере 74 460,00 грн (20 минимальных заработных плат), а ФЛП — в размере
40 953,00 грн (11 минимальных заработных плат), а без эксплуатационного
разрешения, если оно требуется — 111 690,00 грн (30 минимальных заработных плат)
для юридических лиц и 74 460,00 грн (20 минимальных заработных плат) для ФЛП.
Порядок привлечения к ответственности также определен новым законом.
Установлен срок давности: штраф за нарушение может быть наложен в течение шести
месяцев с момента выявления, но не позднее года с момента совершения нарушения.
Также урегулированы последствия неполучения протокола – в случае отсутствия
сведений о местонахождении, передачи протокола по адресу, указанному в Едином
государственном реестре, является достаточно, независимо от факта получения. То
же касается сообщения о времени и месте рассмотрения дела.
Обжалование постановления о привлечении к ответственности возможно в течение
месяца со дня составления в административном порядке или в суд. В случае
одновременного обжалования постановления в административном порядке и в суд,
жалоба будет рассмотрена судом, а поданная в административном порядке остается
без рассмотрения.
С новым законом бизнес ждет новый контроль и новые размеры штрафов, что с
учетом частичной отмены действия моратория на проверки вызывает
дополнительную тревогу. Тенденция изменений по проверкам без предупреждения и
постепенное повышение штрафов во многих сферах свидетельствует об увеличении
давления на бизнес. Однако, при этом следует помнить об обещанном
правительством риск-ориентированном подходе, а также о своих правах во время
проверок и не допускать нарушений со стороны органов контроля и своевременно
обжаловать их незаконные решения.
Для подробных консультаций или сопровождения проведения проверки, а также в
случае необходимости обжалования ее результатов, обращайтесь по контактам,
указанным на сайте.
Апрель 9, 2018