Налоговые проверки являются основным способом осуществления контролирующей функции органами государственной налоговой службы, и, учитывая сегодняшние украинские реалии, одним из наименее приятных элементов взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и органами власти.
Налоговые проверки в Украине и их виды
Налоговые проверки в действующем на сегодня налоговом законодательстве бывают трех видов: камеральные, документальные и фактические. Кроме того, документальные проверки могут быть плановыми или внеплановыми, а также выездными или невыездными.
Камеральные проверки осуществляются в помещении органа ГНС и только на основании данных, содержащихся в налоговых декларациях (расчетах). Для ее проведения не требуется специального решения или обязательного присутствия налогоплательщика.
При документальной проверке осуществляется контроль на основании анализа уже не только налоговых деклараций, но и другой бухгалтерской и финансовой отчетности, первичных документов и тому подобное. Проводя документальную проверку, контролирующий орган осуществляет контроль за своевременностью и полнотой начисления всех налогов и сборов, соблюдение валютного законодательства, оформления трудовых отношений с работниками в пределах полномочий, возложенных на органы налоговой службы.
Плановая проверка проводится только в соответствии с планом-графиком проверок с периодичностью, определенной Налоговым кодексом Украины. Ее осуществление требует принятия соответствующего решения руководителя контролирующего органа и с обязательным предварительным уведомлением налогоплательщика.
Внеплановая документальная проверка может быть проведена, если существуют определенные законом основания, в частности, непредставление налоговой декларации в установленный срок, выявлены факты о возможных нарушениях при осуществлении проверок других плательщиков, выявление недостоверности данных в декларациях, при ликвидации или реорганизации хозяйствующего субъекта и тому подобное.
Для невыездных документальных налоговых проверок необходимо принятие соответствующего решения и предварительное уведомление налогоплательщика, но его присутствие на проверке не является обязательным.
Фактическая проверка касается соблюдения порядка осуществления расчетно-кассовых операций, наличия необходимых свидетельств, лицензий, патентов, в том числе и по производству и обороту подакцизных товаров, а также соблюдение работодателем требований закона касательно оформления трудовых отношений с работниками, заключения трудового договора.
Фактическая проверка проводится без предупреждения налогоплательщика на основании решения руководителя органа ГНС или при наличии определенных налоговым кодексом обстоятельств. Фактическая проверка проводится двумя (или более) сотрудниками налогового органа в присутствии должностных лиц налогоплательщика или лица, осуществляющего расчетно-кассовые операции.
Если камеральные проверки зачастую вообще не ощутимыми для налогоплательщиков, ведущих бухгалтерский учет должным образом, а к плановым проверкам так или иначе всегда есть возможность подготовиться, то внеплановые документальные, а тем более фактические проверки могут стать неприятным сюрпризом для руководства и всего рабочего коллектива.
Интернет-сайты, профессиональные издания, разного рода тренинги и семинары для предпринимателей дают значительное количество важных и эффективных советов, которые необходимо соблюдать, если к вам пришли налоговики.
Однако на практике получается так, что когда в бухгалтерию приходит инспектор со своими требованиями и пожеланиями, сотрудники могут попросту забыть обо всех основных правилах, и пропустить важные моменты, которые потом могут стать ключевыми при обжаловании доначисления налогов или штрафных санкций.
Эксперты отмечают, в сегодняшних условиях не может идти ни о какой оптимизации налоговой системы, которую ставили за цель при проведении налоговой реформы, в том числе и по вопросу налогового контроля и налоговых проверок.
Безусловно положительным решением украинского правительства стало установление моратория на налоговые проверки малых субъектов хозяйствования в течение 2015-2016 годов. Однако фискальное давление контролирующих органов на все остальные предприятия остается существенным.
В этой ситуации, субъектам хозяйственной деятельности остается только полагаться на профессиональную подготовку к проверкам и надлежащее юридическое обеспечение. Из-за этого, стоит поручить это юристам, имеющих достаточный опыт работы с такого рода проблемами.