Реформирование судопроизводства в сфере интеллектуальной собственности в Украине

Интеллектуальная собственность — часть гражданского права, объединяющая
промышленную собственность, авторское право и смежные права, торговую марку и
конфиденциальную информацию.
Общеизвестно, что в странах Евросоюза и Северной Америки особое внимание всегда
уделялось соблюдению прав интеллектуальной собственности. Там ведется постоянная и
непрерывная борьба с пиратством, плагиатом и другими действиями, нарушающими или
создающих угрозу нарушения авторского права.
К сожалению, среди граждан Украины уровень осознания важности защиты
интеллектуальных прав довольно низкий. Более того, Украина практически является
лидером в рейтинге государств-нарушителей прав интеллектуальной собственности, а также
входит в список «пиратских» стран. В Украине интеллектуальное право является
относительно новой частью законодательства. Тем не менее, не стоит забывать, что защита
прав интеллектуальной собственности предусмотрена нормами различных отраслей права. К
примеру, в Гражданском Кодексе содержатся определение, содержание и виды таких прав
(книга четвертая «Право интеллектуальной собственности», главы 75 и 76). Вместе с тем,
особенности регулирования имущественных отношений по использованию прав
интеллектуальной собственности указаны в Хозяйственном кодексе (глава 16). Стоит
обратить внимание, что кроме того существует целый ряд законов Украины, регулирующих
определенные аспекты права интеллектуальной собственности. Например, Закон Украины
«О государственном регулировании в сфере трансферта технологий» или Закон Украины
«Об авторском праве и смежных правах».
Вместе с тем, можно отметить, что в законодательстве, несмотря на такое большое
количество законов и кодексов, регулирующих защиту прав интеллектуальной
собственности, нет четкого принципа расчетов размеров ущерба и компенсации.
В течение последних лет в Украине стало уделяться немалое внимание соблюдению прав
интеллектуальной собственности. В 2016 году закрыли известные украинские сайты,
которые содержали контент, нарушающий авторские права: файлообменник ex.ua и онлайн
ресурс fs.to, в начале 2017 был принят Закон Украины «О государственной поддержке
кинематографии в Украине», что дает возможность владельцам авторских прав быстро
блокировать нелегально выложены в Интернет видео. Также в 2017 году появилась
инициатива создания Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности (успел).
Вообще, такие суды — довольно распространенная практика. Всего в мире существует около
90 подобных судов, и хотя они носят разные названия, сфера их компетенции
приблизительно одинаковая. Создание этих судов было вызвано вступлением государств в
ВТО и их присоединением к ТРИПС. И хотя это не обязывает государства создавать суды,
регулирующие вопросы интеллектуальной собственности, многие государства приняли такое
решение по собственной инициативе.
Ранее дела по интеллектуальной собственности рассматривались хозяйственными судами.
Однако, в сентябре 2017 года был издан Указ Президента Украины «О создании Высшего
суда по вопросам интеллектуальной собственности», а недавно была принята новая редакция
Хозяйственного процессуального кодекса Украины, в котором нормами и определяется его
юрисдикция.
Итак, ВСПИС будет рассматривать дела, касающиеся признания торговой марки хорошо
известной, права на изобретение или торговую марку, дела по защите от недобросовестной
конкуренции в сфере интеллектуальной собственности, дела по регистрации, продления или
отмены действия патентов, споры об авторских правах, договоров о распоряжении
имущественными правами интеллектуальной собственности.
Также хозяйственные суды теперь будут рассматривать дела не только между субъектами
хозяйствования, но и дела в которых сторонами будут выступать физические лица, не
являющиеся предпринимателями. (ч. 2, ст. 4 ХПК).
Хотя такой суд является весомым и важным шагом для судебной системы Украины, все же
есть ряд недостатков, которые следует отметить.
 Во-первых, недостатком является территориальная удаленность. Согласно Указу
Президента, ВСПИС будет находиться в г. Киеве, а это сразу породит проблемы с
доступом для многих граждан.
 Во-вторых, данный Высший суд будет заниматься, в частности, решением дел о
признании торговой марки хорошо известной. Проблема заключается в том, что для
этого нет четкого процессуального механизма.
 В-третьих, основным требованием к судьям есть трехлетний стаж, но нигде не
указано, что стаж должен быть в сфере интеллектуальной собственности. И
напоследок, нигде не предусмотрена необходимость в специалисте, который обладал
бы специальными знаниями по практике применения права интеллектуальной
собственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение подобных реформ — длинный и
кропотливый процесс, который требует много согласований, поправок, корректировок и
нововведений. Даже если создать такой новый судебный орган учитывая все возможные
детали и недостатки до мелочей, все равно потребуется время для того, чтобы получить
достаточный опыт собственно в сфере интеллектуальной права. Не меньший время нужно и
для физических и юридических лиц для того, чтобы привыкнуть работать по новой системе и
ознакомиться со всеми нововведениями, а также начать доверять компетентности нового
органа.
Репутация и доверие — это то, что приходит только со временем. Можно сомневаться в
определенных нововведениях, в новых работниках, в новых системах. Однако всегда будут
существовать такие специалисты, к которым всегда идут за советом. Наша команда юристов
всегда готова предоставить Вам высококвалифицированную правовую помощь, независимо
от того по старой системе или по новой придется работать.

Мы вам
перезвоним

Заказать звонок