Договор коммерческой концессии (договор франчайзинга)

Договором франчайзинга в Украине называют обычно договор коммерческой концессии, определенный Гражданским кодексом как обязательства одной стороны платно предоставить в пользование другой стороне комплекс прав для изготовления или продажи определенных товаров или услуг. В то же время франчайзинг не следует путать с концессией в смысле передачи определенных ресурсов в пользование другим лицам.
В процессе внесения изменений в законодательство о франчайзинге наш парламент не поленился: в течение буквально полугода сначала был введен порядок государственной регистрации таких договоров, на который мы ждали почти десять лет, а через несколько месяцев, в феврале 2015 года, обязательность регистрации отменили вообще.
До сих пор, в соответствии со статьей 1118 Гражданского кодекса Украины и пункта 2 статьи 367 Хозяйственного кодекса Украины договор коммерческой концессии (то есть договор франчайзинга) подлежал государственной регистрации органом, который провел регистрацию предприятия (то есть самого предприятия, которое является владельцем торговой марки и ноу хау и т.п.).
Именно поэтому до недавнего времени заключения договора франчайзинга было проблемным вопросом, поскольку Государственная регистрационная служба не осуществляла государственной регистрации указанного договора — такая обязанность просто не была на нее положена законом. В связи с этим в 2013 году были внесены изменения в закон, но проблем это не уменьшило, а напротив — добавило. Потому что поправки были внесены в ст.640 ГК и касались всех договоров, которые вступали в силу с момента государственной регистрации — соответственно, они стали вступать в силу с момента заключения. Однако с другой стороны, оставалась без изменений ст.1118 ГК (а эта норма была специальной относительно ст.640, которая является общей), в которой говорится, что в отношениях с третьими лицами стороны договора коммерческой концессии могли ссылаться на такой договор только после того , как он прошел государственную регистрацию. А третьими лицами являются все, кроме сторон договора (некоторые юристы считают, что это даже суд).
Были определенные попытки решить эту проблему на законодательном уровне, в частности, 15 января 2009 года был зарегистрирован проект постановления о принятии за основу проекта Закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно государственной регистрации договоров коммерческой концессии) 2334 / П. Но он так и остался проектом.

Варианты заключения договоров комерсийнои конверсии

А тем временем юристы-практики начали искать свои выходы из ситуации. Таким образом, при заключении договоров коммерческой концессии были обозначены два варианта развития событий.

  1. В судебной практике встречаются случаи, когда суд обязывал государственных регистраторов зарегистрировать договоры франчайзинга. Поэтому можно было заключить договор франчайзинга, обратиться в Государственную регистрационную службу для регистрации, обжаловать отказ в суде и заставить их все-таки зарегистрировать договор коммерческой концессии.
  2. Заключать не договор коммерческой концессии, а лицензионный договор. По этому договору также возможна передача в пользование объектов права интеллектуальной собственности, как и по концессионному договору. Но огромным преимуществом является то, что в отличии от договоров коммерческой концессии, лицензионные договоры не требовали обязательной государственной регистрации. Хотя сам по себе лицензионный договор по предмету и содержанию не соответствует тем задачам, которые решает договор франчайзинга, но лицензионный договор можно еще дополнить договорам об аренде имущества, консультаций, сотрудничества и др.

Законодательная несогласованность таким образом создавала массу трудностей, когда наконец в конце сентября 2015 Министерство юстиции издало приказ, которым устанавливался порядок регистрации договоров коммерческой концессии. Документ вступил в силу с 21 октября 2014 года.
Занималась регистрацией договоров коммерческой концессии и субконцессии Государственная регистрационная служба. Несомненный плюс нового законодательства — перенос процедуры регистрации в электронную плоскость. Подавать документы можно и лично, и по почте, а также через специально созданную интернет-страницу, Регистрационный портал, что, безусловно, является экономией времени и ресурсов. К слову, об экономии: еще одной положительной чертой нового Порядка было то, что осуществление регистрации договора франчайзинга (а также совершение ряда других действий, например, регистрация изменений в этот договор или его расторжение и т.д.) было бесплатным — и это прямо зафиксировано Приказом Минюста.
Регистрация договоров коммерческой концессии (франчайзинга) должна была осуществляться с устойчивой привязкой к регистрации юридических лиц или физических лиц-предпринимателей, поскольку запись о зарегистрированном договоре должна была отображаться, кроме Регистрационного портала, еще и в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей . Перечень документов был установлен законодательно, а обязанность регистрации возложена на правообладателя (в договоре коммерческой концессии) или пользователя (в договоре коммерческой субконцессии) — то есть, суть была в том, что договор регистрирует та сторона, которая по этому договору передает свои права другой стороне .
Порядок можно было бы оценить положительно, а законодательные изменения назвать прогрессивными, однако 12 февраля 2015 года был принят Закон «О дерегуляции бизнеса», который вступил в силу в апреле 2015 года и отменил необходимость государственной регистрации коммерческой концессии вообще, с внесением соответствующих изменений в Гражданский кодекс.
Возможно Вас заинтересуют консультации и услуги в области интеллектуального права? Звоните руководителю (адвокату) Тарасу Бачинскому за моб. 097218 42 75 или обращайтесь по другим контактам, указанным на сайте.

Договор коммерческой концессии (договор франчайзинга)

Мы вам
перезвоним

Заказать звонок