КАК ДЕЯТЬ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КАРАНТИНА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

На ситуацию отреагировали и народные депутаты – Верховная Рада на внеочередном заседании приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» № 3219, новеллы которого также затрагивают интересы работодателей.

В таких обстоятельствах украинский бизнес вынужден работать в новых условиях, ведь перед каждым работодателем сейчас стоит немало сложных вопросов: «как обезопасить работников от заболеваемости?», «какие действия помогут минимизировать расходы?», «как не потерять бизнес-партнеров и сохранить деловую репутацию ?».

Что может сменить компания в организации работы: анализируем возможные варианты.

ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА

Конечно, не во всех областях возможно применить такой режим, однако существует немало видов бизнеса, для которых внедрение дистанционного выполнения работы будет целесообразным.

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон № 3219 в Кодекс законов о труде, работодатель вправе поручить работнику временно выполнять работу на дому. Оформить такие трудовые отношения руководитель предприятия должен приказом перевод работников на дистанционный режим работы (работу на дому) в связи с карантином.

Важно: работник должен согласиться работать удаленно и иметь дома все условия, необходимые ему для работы.

Кроме этого, такая организация труда требует от бизнеса налаживания отдельных аспектов менеджмента — эффективной коммуникации между сотрудниками в электронном режиме, контроля за занятостью работников на расстоянии и их консультирования по сложным рабочим моментам.

ОТПУСК

Новым законом, направленным на борьбу с распространением коронавируса в Украине № 3219, вносятся изменения и в Закон Украины «Об отпусках». В частности, предполагается возможность для работников получить неоплачиваемый отпуск в течение всей продолжительности карантина. Причем до внесения изменений возможность получения такого отпуска была ограничена в сроках – всего 15 дней в году. Теперь время пребывания в отпуске не будет засчитываться в общий 15-дневный срок.

Для того чтобы использовать отпуск за свой счет, работнику необходимо написать соответствующее заявление. После ознакомления с заявлением об отпуске работодатель выдает приказ о предоставлении отпуска. Учитывая, что продолжительность карантина в Украине составляет несколько недель и при необходимости может продлеваться или предоставляться неоднократно в течение года, такой отпуск может быть продлен и вводиться несколько раз.

Важно: отправлять сотрудника на принудительные каникулы без его согласия запрещено.

ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА РАБОТЫ

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» наделяет работодателей правом изменять режим работы в компании.

Это позволит установить ограниченный порядок приема и обслуживания клиентов – физических и юридических лиц в офисных помещениях и на производстве. Чтобы избежать недоразумений, целесообразно предварительно проинформировать посетителей об изменениях в графике работы на веб-сайте компании или через другое средство коммуникации.

Если сам работник имеет желание работать во время карантина, однако не имеет возможности в течение всего рабочего дня находиться на рабочем месте, то по ст. 56 Кодекса законов о труде работодатель может установить такому работнику режим работы на условиях неполного рабочего времени.

Важно: оплата труда в таком случае производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

ОСТАНОВКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

По результатам опроса Американской торговой палаты в Украине по поводу влияния COVID-19 на бизнес, наибольшую угрозу для предпринимателей могут представлять уменьшение объемов продаж и потока средств (61%), ограниченное обслуживание потребителей (52%) и невозможность продолжать привычное руководство бизнесом (46%) .

Для защиты от вышеприведенных рисков в компании может быть принято решение о временном прекращении деятельности. Однако это не означает, что заработную плату работникам можно будет не платить.

Важно: в случае прекращения деятельности через внедрение мер безопасности следует руководствоваться статьей 113 Кодекса законов о труде, согласно которой время простоя не по вине работника оплачивается в размере двух третей должностного оклада.

Как видите, остановить деятельность – не значит «выйти сухим из воды».

Поэтому мы рекомендуем направить усилия на поддержку своего бизнеса путем:

ограничение бизнес-путешествий;
обеспечение дистанционного режима труда;
предоставление работникам актуальной информации и советов;
обеспечение карантинных мер в офисах и на производстве.

Мы вам
перезвоним

Заказать звонок