ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ УКРАИНЫ

В украинском законодательстве есть ряд норм, предусматривающих ответственность иностранных граждан за совершенные ими правонарушения. В частности, к так называемым «иммиграционным» правонарушениям можно отнести: пребывание в Украине с просроченным паспортом или видом на жительство, несвоевременную регистрацию места проживания и нарушение правил трудоустройства. Все это влечет за собой административную ответственность.

Законодательство Украины предусматривает ответственность за правонарушения, совершенные иностранцами на ее территории. Фактически граждане других государств имеют в Украине двойной юридический статус. С одной стороны они находятся под юрисдикцией своей страны, с другой стороны должны соблюдать законодательство нашего государства.

Виды «иммиграционных» правонарушений

К административным правонарушениям иммиграционного характера относятся любые действия или бездействия иностранных граждан, противоречащие требованиям украинского законодательства в этой сфере.

Основаниями для привлечения к административной ответственности могут быть такие нарушения законодательства иностранными гражданами:

  • проживание без документов на право жительства в Украине, по недействительным документам или документам, срок действия которых истек;
  • трудоустройство без соответствующего разрешения на это;
  • несоблюдение установленного порядка передвижения и изменения места жительства;
  • уклонение от выезда из Украины после окончания соответствующего срока пребывания;
  • неявка без уважительных причин к определенному месту обучения или трудоустройства после въезда в Украину в определенный срок;
  • умышленное невыполнение иностранцем или лицом без гражданства решения уполномоченного государственного органа о запрете въезда в Украину.

 

За совершение вышеуказанных административных правонарушений законом предусмотрены штрафные санкции. Представители государственных контролирующих органов после обнаружения совершенного правонарушения составляют протокол, в котором такое правонарушение фиксируется. После чего на иностранца, который виновен в совершении правонарушения, налагается штраф, размер которого также регламентируется законодательством.

Стоит учесть, что в 2018 году в Кодекс Украины об административных правонарушениях были внесены изменения. Так, сегодня минимальный размер административного взыскания за перечисленные правонарушения составляет около 1700 грн. и может увеличиваться до 5400 грн.

Как показывает практика, определение размера штрафа зависит от ряда обстоятельств и определяется по усмотрению уполномоченного лица, принимающего решение о его наложении. Вместе с тем, достаточно часто размер штрафа является неоправданно высоким. Это связано с тем, что законодательством этот вопрос не урегулирован. Поэтому, во избежание злоупотреблений со стороны уполномоченных лиц, следует знать свои права и ссылаться на смягчающие обстоятельства, например, совершение иностранцем административного правонарушения впервые, добровольное обращение в компетентные органы для составления протокола и тому подобное. Впрочем, иностранцы не всегда знают свои права и полностью полагаются на добросовестность уполномоченных лиц.

Ответственность принимающей стороны

Не только иностранцы могут быть привлечены к ответственности за иммиграционные правонарушения. Как правило, при оформлении иностранцами документов на проживание в Украину, указывается информация о лице, которое является принимающей стороной. Такие лица несут ответственность за отдельные виды правонарушений, связанные с пребыванием иностранцев на территории Украины. К примеру, при трудоустройстве иностранца — работодатель будет нести ответственность за трудоустройство иностранца без соответствующего на то разрешения.

Ответственность принимающей стороны предусмотрена в статье 204 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Так, основаниями привлечения указанных лиц к административной ответственности являются:

  • Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в том числе иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые действуют на территории Украины, физическими лицами — предпринимателями, использующими наемный труд, установленного порядка трудоустройства, приема на учебу иностранцев и лиц без гражданства, предоставления им жилья, а также другие нарушения, если они каким-либо образом способствуют иностранцам и лицам без гражданства в уклонении от выезда из Украины после окончания срока пребывания или направлены на их незаконную регистрацию, оформление документов на проживание.

 

Привлечение принимающей стороны к административной ответственности происходит в таком же порядке, как и в случае с иностранцами.

Юридическое сопровождение при иммиграционном правонарушении

Присутствие юриста при составлении протокола об административном правонарушении не стоит недооценивать. Как уже было отмечено, иностранцы не всегда знают свои права, в связи с чем, не могут себя защитить. К сожалению, нередки случаи, когда в отношении иностранца принимается решение о запрете въезда в Украину. В 70% случаев такого решения можно было бы избежать, ведь норма о применении санкции в виде запрета въезда не является обязательной для применения, а лишь диспозитивной и предусматривает возможность, а не обязанность.

Автор

Мы вам
перезвоним

Заказать звонок