В течение последнего года законодательство Украины пополнилось рядом норм, регулирующих пребывание и проживание граждан Республики Беларусь на ее территории. В частности, увеличился разрешенный срок пребывания на территории Украины. Вместо 90 дней в пределах 180 дней, граждане Республики Беларусь могут законно находиться в Украине 180 дней в году.
При решении вопроса иммиграции в Украину следует учитывать, что для проживания на территории Украины более 180 дней, граждане Республики Беларусь должны получить временный вид на жительство или постоянный вид на жительство.
Разница между ними заключается в основаниях оформления, сроках рассмотрения документов и сроках действия.
Наиболее распространёнными основаниями оформления временного вида на жительство, в частности среди граждан Республики Беларусь, являются:
— брак с гражданином Украины;
— обучение;
— трудоустройство;
— волонтёрская деятельность.
Срок оформления такого вида на жительство не превышает 15 рабочих дней. Обращаться за его оформлением граждане Республики Беларусь могут не позднее, чем за 15 рабочих дней до окончания разрешенного срока пребывания.
Возвращаясь к вышеупомянутому перечню, стоит обратить внимание на то, какие именно документы требуются миграционной службой в подтверждение каждого из оснований.
- Гражданам Республики Беларусь, находящимся в браке с гражданами Украины достаточно иметь свидетельство о браке. Когда брак зарегистрирован за пределами Украины, такое свидетельство должно быть апостилировано или легализовано для дальнейшего его использования в Украине;
- Лица, приехавшие в Украину с целью обучения должны предоставить документ, подтверждающий факт обучения в Украине и обязательство учебного заведения сообщить ГМС в случае отчисления иностранца или лица без гражданства из такого заведения;
- Базовыми документами для оформления вида на основании трудоустройства является разрешение на трудоустройство и обязательство работодателя сообщить ГМС и государственной службе занятости о досрочном расторжении или прекращении трудового договора (контракта) с иностранцем;
- При осуществлении волонтерской деятельности необходимо ходатайство от организации или учреждения, которая привлекает к своей деятельности волонтеров в соответствии с Законом Украины «О волонтерской деятельности», информация о которой размещена на официальном сайте Минсоцполитики, и свидетельство о государственной регистрации такой организации или учреждения.
Вышеупомянутые документы лишь подтверждают основание. Кроме них необходимо подать также паспорт, перевод на украинский язык, заверенный нотариально, полис медицинского страхования и квитанцию об уплате государственной пошлины.
По общему правилу временный вид на жительство выдаётся на 1 год. Однако, в случае обучения или трудоустройства вид будет выдаваться на период обучения или работы в Украине.
Граждане Республики Беларусь также могут оформить постоянный вид на жительство, который выдается на 10 лет. Сразу следует отметить отличие процедуры оформления такого документа от процедуры оформления временного вида на жительство. Процедура оформления постоянного вида на жительство длительнее и сложнее с точки зрения того, что он оформляется в два этапа. Так, оформить его можно только после получения разрешения на иммиграцию, которое выдаётся в течение года и требует наличия совсем других оснований, чем в случае оформления временного вида на жительство.
Наиболее распространёнными основаниями оформления постоянного вида на жительство являются:
— брак с гражданином Украины более 2 лет;
— территориальное происхождение;
— инвестиция в экономику Украины.
Также получить вид на жительство могут высококвалифицированные специалисты и рабочие, острая потребность в которых является ощутимой для экономики Украины, зарубежные украинцы, дети, родители, полнородные брат / сестра, дед / бабка, внук / внучка граждан Украины. Закон Украины «Об иммиграции» определяет еще ряд оснований, однако в этой статье речь пойдет только о самых распространенных, собственно, среди граждан Республики Беларусь основаниях.
Основания для получения постоянного вида на жительство следует разделить на квотовык и вне квотовые. Каждый год Кабинет Министров Украины утверждает квоты. Это означает, что ежегодно устанавливается предельное количество лиц, которые могут подавать документы по каждому из оснований. Заявители, которые относятся к квотовой категории, могут подавать заявление на оформление разрешения на иммиграцию только тогда, когда Кабинетом Министров Украины определено количество квот на следующий год.
Получить разрешение на иммиграцию в пределах квоты иммиграции с недавних пор могут и иностранные IТ-специалисты как лица, являющиеся высококвалифицированными специалистами и рабочими, острая потребность в которых является ощутимой для экономики Украины.
Украинское законодательство устанавливает исчерпывающий перечень IТ-специальностей, на которые могут претендовать иностранные IТ-специалисты. Итак, первым шагом в процедуре получения ПМЖ является подтверждение квалификации конкретным работником, который должен соответствовать основному и одному из дополнительных требований (их существует несколько). Обязательное требование к IТ-специалистам — наличие опыта работы по соответствующей профессии, что может подтверждаться трудовой книжкой, договорами о предоставлении услуг и тому подобное. К дополнительным требованиям относят высшее образование, доход в размере 24 000 долларов США за предыдущий календарный год, знание и умение работать с определёнными компьютерными программами и другие.
Только после получения согласования Министерства цифровой трансформации и Министерства развития экономики, а также отнесения конкретного работника к категории высококвалифицированных специалистов, иностранный IТ-профессионал может обращаться за оформлением разрешения на иммиграцию и постоянного вида на жительство.
Факт обращения за оформлением разрешения на иммиграцию является основанием для продления срока пребывания иностранца в Украине. Однако, с целью упрощения процедуры иммиграции гражданами Беларуси, общий перечень оснований для оформления вида на жительство дополнился еще одним пунктом. Он касается случаев получения временного вида на жительство гражданами Республики Беларусь, обратившихся с заявлением о предоставлении разрешения на иммиграцию как лица, являющиеся высококвалифицированными специалистами и рабочими, острая потребность в которых является ощутимой для экономики Украины. Такой вид на жительство оформляется не только заявителям, но и родителям, супругу (супруге) и несовершеннолетним детям таких иностранцев, что значительно облегчает процесс иммиграции в Украину. Важно, что указанные лица могут обращаться за оформлением вида только после подачи документов заявителем.
В случаях, когда супругом / супругой / ребенком / полнородными братом или сестрой / дедом или бабой / внуком или внучкой граждан Республики Беларусь являются граждане Украины, они имеют право обращаться за оформлением разрешения на иммиграцию. Однако, следует учитывать следующие моменты:
— брак должен быть зарегистрирован более 2 лет;
— в случае регистрации брака за границей, свидетельство подлежит легализации / апостилированию;
— когда один из родителей ребенка является гражданином Украины, а другой гражданином Республики Беларусь, перед обращением за оформлением разрешения на иммиграцию необходимо получить справку о регистрации ребенка гражданином Украины
— полнородные брат / сестра, дед / бабка, внук / внучка граждан Украины относятся к квотовой категории заявителей.
Территориальное происхождение едва ли не самое распространенное основание для обращения за оформлением разрешения на иммиграцию. В то же время, это основание является едва ли не самым проблемным для реализации на практике.
Через территориальную близость стран очень часто дед, бабка, один из родителей граждан Беларуси, или даже они сами родились или постоянно проживали до 24 августа 1991 года на территории, которая стала территорией Украины. Этот факт является достаточным основанием для обращения за оформлением разрешения на иммиграцию.
Еще одним основанием является инвестиция в экономику Украины. Оно входит в число квотовых оснований, а размер такой инвестиции составляет не менее 100 (ста) тысяч долларов США. Для подтверждения основания заявитель подает в миграционную службу копии устава и / или зарегистрированных договоров (контрактов) об инвестиционной деятельности, а также справку банка о поступлении этой иностранной инвестиции в экономику Украины.
В общем, иммиграция является достаточно сложным процессом и требует особой внимательности при подготовке документов, а также учета всех особенностей действующего законодательства Украины, которое в последнее время имеет тенденцию к изменениям. Следует серьезно подходить к процессу подготовки документов, поскольку в случае отказа лицо может повторно подать заявление о предоставлении разрешения на иммиграцию не раньше чем через год.