Новый закон об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью от 06.02.2018 №2275-VIII вступает в силу уже 17 июня 2018. И кроме широких возможностей для учредителей обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, закон может создать и негативные последствия.
Об основных новациях закона мы уже писали тут.
Теперь же хотим сосредоточиться на возможных негативных последствиях и рисках, которые может принести закон.
Конечно, предусмотреть регулятивное воздействие закона, который еще не вступил в силу, достаточно трудно. Однако просчитать возможные риски и способы защиты от них необходимо.
Одним из главных вопросов, который вызывает разную оценку, является уменьшение перечня обязательной информации в уставе. Новый закон требует указания в уставе только наименования (полного и сокращенного), перечня органов управления, их полномочий и порядка принятия решений, а также порядка вступления и выхода из общества.
Важнейшим является то, что список участников и размер их долей больше не будут отображаться в уставе.
Это дает возможность указать минимум сведений и существенно упрощает процедуру изменения сведений о юридическом лице. Ведь не нужно будет каждый раз утверждать новую редакцию устава.
По мнению некоторых специалистов сужение перечня обязательных сведений позволяет включать в устав спорные положения, которые в будущем могут быть использованы недобросовестными бизнес-партнерами для захвата контроля над обществом.
Также неоднозначную оценку вызывают корпоративные договоры, учитывая отсутствие необходимости их нотариального удостоверения, а следовательно — уязвимость к фальсификации.
Кроме того, в отличие от действующего, новый закон не требует извещать общество о заключении такого договора.
Безотзывная доверенность — еще одна новация, которая может иметь рискованные последствия. Она уже предусмотрена действующим законодательством и остается в новом законе. Как быть с поверенным если что-то пойдет не по плану в условиях невозможности отмены доверенности?
Нормы нового закона частично противоречат действующему закону о государственной регистрации. Новый закон предусматривает возможность принятия изменений в устав, в то время как закон о госрегистрации предусматривает лишь утверждение его в новой редакции.
Новый закон недостаточно четко регулирует процедуру выхода участника, имеющего менее 50% в уставном капитале. Так, закон отмечает отсутствие необходимости получать согласие общего собрания. Вышедшим, участник считается с момента государственной регистрации изменений.
Соответственно, в случае представления таким участником заявления о выходе государственному регистратору, оснований для отказа в проведении регистрационных действий по новому закону не будет. Однако, как быть с уменьшением уставного капитала и выплатой стоимости доли не понятно.
Если же государственный регистратор откажет в осуществлении регистрационного действия, насколько законным будет такой отказ?
Конечно, указанный порядок может быть детализирован в уставе общества, однако всем известны случаи «переписывания» норм закона в устав. Поэтому отсутствуют гарантии достаточной урегулированности этого вопроса.
В Минюсте обращают внимание на осуществление контроля за действиями государственных регистраторов и существования в ведомстве антирейдерской комиссии, уполномоченной рассматривать жалобы на неправомерное использование возможностей корпоративного управления.
Конечно, можно надеяться на добросовестность регистраторов или на эффективность антирейдерской комиссии и своевременность ее реагирования. Однако, один лишь отказ таким регистраторам в доступе в реестр вряд является действенным способом борьбы, а размер размещенного на сайте Минюста перечня госрегистраторов и нотариусов, которым ограничен доступ, свидетельствует о довольно значительных масштабах проблемы.
Вместо этого можно предупреждать риски путем подготовки качественных учредительных документов, нотариального удостоверения корпоративных договоров и постоянного контроля за своим бизнесом и активами.
Учитывая то, что ООО является одной из самых распространенных форм бизнеса в Украине, новации и риски закона будут существенное влияние на деятельность таких юридических лиц.
Поэтому учредителям обществ важно быть внимательными в новых законодательных реалиях и не пренебрегать услугами юристов при разработке устава, внесении в него изменений и подготовки других документов.
Станет новый закон шагом вперед в направлении улучшения условий ведения бизнеса или же повлечет больше угроз и рейдерских захватов покажет время.
Но лучше не рисковать, составлять устав с точки зрения максимальной защищенности от конфликтов в будущем, закреплять в нем четкие положения, детально анализировать корпоративные договоры и заверять их у нотариуса.
Плата за качественную подготовку документов и их нотариальное удостоверение является ничем на фоне тех рисков, которые несет халатное отношение к регистрации собственного бизнеса. В дальнейшем пойдет в разы больше средств и усилий на отражение рейдерской атаки и защиту своих прав и законных интересов в судах.
Наше Адвокатское объединение может осуществить для Вас качественную подготовку документов для регистрации бизнеса с учетом всех Ваших пожеланий. Это поможет Вам избежать неоднозначности содержания учредительных документов и конфликтов между учредителями в будущем.