ОСТАВЛЕНИЕ НА ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ ЗА ГРАНИЦЕЙ ГРАЖДАН УКРАИНЫ

Достаточно часты случаи, когда граждане Украины выезжают за границу временно, по определенным причинам остаются проживать за пределами нашей страны. В таких случаях важно легализовать свое проживание на территории другого государства. В этой статье мы подробно рассмотрим процедуру оставления на постоянное проживание за границей граждан Украины.

Для начала необходимо отметить, что сам факт выезда и постоянного проживания за границей не означает, что гражданин Украины считается постоянно проживающим за рубежом. Для официального подтверждения проживания за пределами Украины необходимо пройти соответствующую процедуру. Граждане Украины, которые целенаправленно выезжают на постоянное жительство за границу, еще на территории Украины проходят процедуру выезда за границу на постоянное место жительства (подробнее об этом в нашем материале по ссылке: https://legalaid.ua/ru/article/vyjizd-hromadyan-ukrajiny-na-postijne-mistse-prozhyvannya-za-kordon/).

Граждане же, которые покинули Украину с целью временного пребывания за границей, но остались постоянно проживать за пределами Украины, могут пройти процедуру оставления на постоянное проживание за границей.

В чем преимущества этой процедуры?

Основным преимуществом официального пребывания за рубежом является возможность обращения в дипломатические представительства Украины (посольство или консульство) с целью принятия на консульский учет. Именно благодаря этой процедуре, лицо может реализовывать свои права гражданина Украины, в частности: обращаться в посольство или консульство Украины за оформлением загранпаспорта, реализовывать свои избирательные права (голосование за рубежом), права на соцзащиту, получать необходимую правовую защиту.

Какова процедура оставления на постоянное проживание за границей?

Гражданин Украины, который временно находится за пределами Украины и желает остаться проживать за границей постоянно, должен обратиться в зарубежное дипломатическое учреждение (ЗДУ) Украины (посольство или консульство) в стране своего пребывания. Лицо, достигшее 16 лет, подает заявление самостоятельно, а за детей, не достигших 16 лет — их родители или другие законные представители.

Для оформления документов для оставления на постоянное проживание за границей гражданин представляет следующие документы:

  • заявление;
  • действительный паспорт гражданина Украины для выезда за границу (загранпаспорт);
  • цветную фотографию размером 3,5 х 4,5 см;
  • паспорт гражданина Украины (внутренний паспорт);
  • справку о присвоении регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (идентификационный код)
  • квитанцию ​​об уплате консульского сбора.

После принятия документов, ЗДУ осуществляет все необходимые проверки путем отправки запросов в Службу безопасности Украины (о наличии или отсутствии оснований для временного ограничения на выезд за границу), Государственной миграционной службы Украины (относительно оформления паспорта гражданина Украины), по результатам которых и принимается решение об оформлении или отказе в оформлении документов для оставления на постоянное проживание за границей.

Принятое решение направляется заявителю в течение 5 дней с момента его принятия. Гражданина Украины также информируют о необходимости снятия с регистрации места проживания в Украине. В частности, в течение 6 месяцев со дня получения решения гражданин должен предоставить ЗДУ документ, подтверждающий снятие с регистрации места проживания в Украине.

Таким документом может быть: штамп в паспорте гражданина Украины о снятии с регистрации или справка о снятии с регистрации (если лицо имеет паспорт в форме ID-карты или не получало паспорт вообще). Непредставление одного из этих документов в течение 6 месяцев является основанием для отмены решения об оставлении на постоянное проживание за границей.

Может ли ЗДУ отказать в оформлении документов?

Законодательно определены основания, при наличии одного из которых, ЗДУ может принять решение об отказе в оформлении документов для оставления на постоянное проживание за границей. В частности:

  • по заявлению лица об отказе в рассмотрения поданного заявления;
  • по заявление одного из родителей (законных представителей) ребенка или самого ребенка (от 14 до 16 лет) об отзыве своего согласия на оформление документов;
  • если:
  1. гражданин Украины осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну;
  2. относительно лица применена мера пресечения, по условиям которой запрещено выезжать за границу;
  3. лицо осуждено за совершение уголовного преступления;
  4. гражданин Украины уклоняется от выполнения судебного решения или имеет другие невыполненные обязательства;
  5. лицо находится под наблюдением Национальной полиции;
  • при мотивированных возражениях СБУ, если у заявителя ранее был доступ к государственной тайне.

Отличия от выезда на ПМЖ за границу

Важнейшей отличительной чертой оставления на постоянное проживание за границей от выезда на ПМЖ за границу является субъект принятия решения. Если лицо желает выехать на ПМЖ за границу, ему необходимо обратиться в Государственную миграционную службу по месту жительства, при оставлении на постоянное жительство – в ЗДУ.

Отличаются также сроки рассмотрения заявления: при выезде на ПМЖ документы рассматриваются до 3 месяцев, а при оставлении на постоянное жительство рассмотрение заявления может затянуться даже до 1 года. Это объясняется тем, что ЗДУ направляет запросы в органы государственной власти через Департамент консульской службы МИД. Ответы на запросы, как правило, направляются по почте, что значительно затягивает рассмотрение заявления.

Процесс затягивается еще и из-за необходимости прохождения процедуры снятия с регистрации места проживания в Украине. Для этого необходимо или лично вернуться в Украину и получить необходимые справки, или же подготовить доверенность и отправить ее представителю, что также может занять некоторое время.

Мы вам
перезвоним