Выезд граждан Украины на постоянное место жительства за границу

Количество желающих выехать на постоянное место жительства за границу (далее — ПМЖ) существенно возрастает с каждым годом. Что и неудивительно, учитывая постоянную нестабильную политическую и экономическую ситуацию в Украине. Так, по результатам последних проведенных социологических исследований около 15% украинцев изъявили желание выехать за границу навсегда, 10% хотят покинуть Украину только на период, пока не стабилизируется ситуация на востоке страны, а еще 36% хотели бы охотно выехать но в них нет такой возможности.

Наиболее типичными причинами, побуждающими граждан Украины выезжать на ПМЖ за границу является желание лучших условий и качества жизни, возможность перспективного трудоустройства по специальности, воссоединение с семьей, обучение в престижных учебных заведениях и тому подобное.

Заметим, что оформление выезда на ПМЖ за границу является сложным с формальной точки зрения, ведь необходимо собрать большой пакет различных документов, что требует значительной затраты Вашего времени и терпения. Итак, в данной статье мы подробно рассмотрим весь процесс оформления выезда на постоянное место жительства за границу о чем и пойдет речь далее.

Для начала необходимо обратиться в соответствующий орган или подразделение ГМС Украины (по месту прописки), или в украинское дипломатическое представительство, или в консульское учреждение (в случае если Вы находитесь за пределами Украины) и заполнить установленного образца заявление-анкету (в 2-х экземплярах), где указываются фамилия, имя, отчество заявителя, дата рождения, серия, код, дата выдачи загранпаспорта, номер телефона, адрес места жительства, пункт о неосведомленности с любой информацией, что составляет государственную тайну. Также заполняется учетная карточка о необходимости перерегистрации загранпаспорта для выезда за границу.

Документы необходимые для выезда граждан на ПМЖ за границу

Кроме этого, в зависимости от конкретной ситуации и статуса заявителя (несовершеннолетний, пенсионер, военнообязанный и т.д.) необходимо собрать и подать следующие документы:

1) Оригинал внутреннего паспорта гражданина Украины;

2) Оригинал заграничного паспорта;

3) копия идентификационного кода налогоплательщика;

4) Четыре фотографии заявителя (размером 3,5х4,5см);

5) нотариально заверенная копия свидетельства о рождении заявителя. Если у заявителя есть дети, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, то подаются также копии и их свидетельств о рождении;

6) нотариально удостоверенное согласие от родителей заявителя, проживающих в Украине (причем независимо от возраста заявителя) о том, что у них нет никаких материальных претензий к нему и они не возражают против его выезда за границу. Если один из родителей умер или пропал без вести, то подается нотариально удостоверенные копия свидетельства о смерти или решение суда о признании лица безвестно отсутствующим;

7) нотариально заверенная копия свидетельства о браке / расторжении брака (при условии, что заявитель пребывает / пребывал в браке);

8) нотариально заверенная копия свидетельства о перемене имени (фамилии, собственного имени, отчества) физического лица, при необходимости;

9) Если за границу выезжает один из супругов, а у супругов есть несовершеннолетние дети, то необходимо представить нотариально заверенное соглашение второго супруга на выезд за границу и отсутствие каких-либо материальных претензий к заявителю;

10) Нотариально удостоверенное согласие ребенка, достигшего 14 лет на выезд за границу вместе со своими родителями или одним из них;

11) Справка, выданная компетентным органом МВД Украины об отсутствии судимости;

12) Справка, выданная территориальным органом или подразделением ГФС Украины об уплате налога на доходы физических лиц резидентом, выезжающим на постоянное место жительства за границу и об отсутствии каких-либо обязательств по такому налогу;

13) Справка, выданная АО «Ощадбанк» об отсутствии каких-либо кредитных обязательств заявителя перед банком;

14) Справка с места работы заявителя в Украине за последние 5 лет об отсутствии материальных претензий к нему со стороны работодателя;

15) Справка-аттестат о дате прекращения выплаты пенсии в связи с выездом пенсионера на постоянное жительство за границу;

16) Справка из военкомата о возможности выезда из Украины (если заявитель подлежит призыву на срочную военную службу);

17) квитанции об уплате государственной пошлины и сбора за админуслуги органа ГМС Украины.

На основе представленных заявителем документов работником территориального органа ГМС Украины формируется дело, которое рассматривается в течение 3 месяцев. Этот период включает в себя проведение согласованных проверок на запросы органа ГМС Украины лица заявителя, которые проводятся в СБУ, органах внутренних дел, военных комиссариатах по месту прописки заявителя в Украине. Только после получения ответов на запросы от вышеупомянутых государственных структур руководителем территориального органа ГМС Украины может быть принято положительное или, наоборот, отрицательное решение относительно выезда заявителя на постоянное место жительства за границу.

Так, основаниями для отказа в предоставлении разрешения на выезд на постоянное место жительства за рубежом является наличие договорных, алиментных или других невыполненных обязательств заявителя, в отношении заявителя подан иск в суд, он подлежит призыву на срочную военную службу, и тому подобное.

После получения положительного решения о выезде за границу заявитель должен быть снят с места регистрации его проживания в Украине. После этого, его внутренний паспорт подается в соответствующий орган миграционной службы (для его дальнейшего уничтожения), а в загранпаспорте проставляется штамп «ПОСТОЯННОЕ ЖИТЕЛЬСТВО» с указанием страны, в которую заявитель выезжает, вместе с отметкой о дате внесения записи, фамилией, должностью и подписью лица, внесшего такую ​​запись.

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Ірина Шумська

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Наталія Василечко

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Тарас Бачинський