Как начать агробизнес в Украине?

В Украине предусмотрено более одной организационно-правовой формы для ведения
агробизнеса — хозяйственной деятельности в сфере сельского хозяйства.
Наиболее оптимальные — кооператив и фермерское хозяйство. Удачным выбором при
ведении агробизнеса будет и общество с ограниченной ответственностью — наиболее
универсальный и распространенный в Украине вид юридического лица. Однако более
«специализированные» формы имеют свои преимущества.
Для того чтобы создать кооператив необходимо принять решение об этом на
учредительном собрании, которое следует оформить протоколом. Протокол
подписывает председатель собрания и секретарь. Если в составе кооператива менее
десяти членов — избирается только председатель кооператива.
Законом о сельскохозяйственной кооперации предусмотрена возможность создания
производственных и обслуживающих сельскохозяйственных кооперативов. Первые
могут иметь в своем составе только физических лиц и содержат требование
обязательного трудового участия таких лиц в деятельности кооператива. Вторые —
могут объединять как физических, так и юридических лиц и направлены на защиту
интересов сельскохозяйственных производителей — членов кооператива.
После этого нужно провести государственную регистрацию, ведь создается новое
юридическое лицо. Лицу, уполномоченному осуществить государственную
регистрацию следует обратиться в Центр предоставления административных услуг,
госрегистратора или к нотариусу со следующими документами: заявление о
регистрации, заявление об избрании упрощенной системы налогообложения (если это
необходимо), оригинал или нотариально заверенная копия протокола, устав и
оригинал документа, подтверждающий уплату административного сбора.
Подписи в Уставе также должны быть нотариально заверенными. Срок регистрации
по закону составляет 24 часа, однако на практике могут быть задержки, связанные с
техническими проблемами работы системы. Кроме этого, указанные в законе 24 часа
не включают в себя выходные и праздничные дни.
Фермерское хозяйство является более семейной формой бизнеса, ведь может
создаваться только членами семьи или одним лицом. При этом такое хозяйство может
иметь статус семейного или не иметь такого статуса. Работниками же в фермерском
хозяйстве могут быть не только члены семьи, но и другие лица.
Порядок регистрации аналогичен регистрации любого юридического лица, за
исключением лишь того, что фермерское хозяйство может существовать и в форме
физического лица-предпринимателя. В таком случае не нужен устав, а вся процедура
сводится к регистрации ФЛП.
Существует определенное расхождение относительно порядка регистрации
фермерского хозяйства по нормам различных законов.

Так, общий закон, регулирующий порядок регистрации юридического лица, в том
числе фермерского хозяйства, не содержит требования подавать документы,
подтверждающие право собственности или пользования землей. А значит, требовать
такие документы госрегистратор или нотариус по закону не имеет права.
В то же время в Законе «О фермерском хозяйстве» указано, что хозяйство
регистрируется в общем порядке при условии приобретения гражданином права
собственности или пользования земельным участком.
Учитывая отсутствие в законе указания о времени приобретения таких прав, вывод о
необходимости получить землю в регистрации хозяйства является преждевременным.
Лицо может приобрести право на землю и после государственной регистрации
юридического лица или ФЛП.
Отдельные фермерские хозяйства также могут быть объединены в кооператив.
Избрание системы налогообложения включает как общие правила общей (налог на
прибыль или на доходы физических лиц 18% и военный сбор) и упрощенной (единый
налог) и имеет определенные особенности.
Во-первых, после года деятельности сельхозпроизводители могут стать
плательщиками единого налога четвертой группы, если доля сельскохозяйственного
производства за предыдущий год не менее 75%. Особенности 4 группы единого
налога заключаются в налогообложении площади земельных участков, а не дохода.
Во-вторых, сельхозпроизводители могут получать дотацию для развития от
государства. Дотация выплачивается каждый месяц в зависимости от реализованной
продукции и пропорционально доле уплаченного налога на добавленную стоимость.
Земля кооператива или фермерского хозяйства может находиться в собственности его
членов, его собственности как юридического лица или в аренде. В случае аренды
государственных или коммунальных земель соответствующее решение принимается
органом исполнительной власти или местного самоуправления, а аренда возможна
только на конкурсной основе. Конечно из этого правила есть определенные
исключения, но их не много.
При этом порядок получения земель, сведения о которых внесены в Реестр прав на
недвижимое имущество, имеет отличия от тех, сведения о которых не
зарегистрированы.
Первый требует разработки проекта землеустройства, предварительного получения
разрешения на это, и последующей регистрации земельного участка с присвоенным
кадастровым номером, а также прав на него.
Земельный кодекс предусматривает возможность каждому гражданину получить
земельный участок бесплатно, однако в пределах определенных норм, установленных
в зависимости от ее целевого назначения.
Относительно земель сельскохозяйственного назначения — это два гектара для
личного крестьянского хозяйства, 0,12 гектара для садоводства и земельный участок в

размере пая в зависимости от конкретной местности для ведения фермерского
хозяйства.
Процедура получения включает подачу ходатайства о предоставлении разрешения
разработать проект землеустройства, утверждение этого проекта, проведение его
экспертизы, принятие решения о предоставлении участка и регистрации права
собственности на него.
Для реализации этого права необходимо сначала выяснить какие земельные участки в
определенной местности являются «свободными». Это можно сделать путем подачи
запроса в Госгеокадастр или самостоятельно через Публичную кадастровую карту.
Довольно часто государственные органы и органы местного самоуправления дают
«отписки» на запросы о свободных землях. Ссылаются преимущественно на то, что
это не их компетенция или что они не ведут учет таких земель.
Результаты онлайн — поиска в Госземкадастра также могут быть не очень приятными,
что вызвано неточностями и ошибками в публичной кадастровой карте, а также с тем,
что не все права на земельные участки, особенно полученные давно,
зарегистрировано.
Однако все это не означает, что поиск не стоит начинать. Главное иметь терпение и
настойчивость чтобы пройти всю процедуру.