8 сентября 2021 Верховная Рада наконец приняла долгожданный закон «О виртуальных активах», который прояснил множество неоднозначных моментов. Особенно это касается статуса криптовалюты и правил ее обращения на территории страны. Рассмотрим нововведения ближе.
Неоднозначный термин
Начнем с того, что вообще законодатель понимает под «виртуальными активами». Выделяют такие особенности криптовалюты:
- они есть нематериальным благом (не могут быть Представленные на материальных носителях);
- подпадают под список объектов гражданских прав (то есть, ими можно владеть и распоряжаться);
- представляют собой электронную форму совокупности данных (по сути, являются блоками упорядоченной информации);
- существование и обращения активов обусловлено программными инструментами (конкретной электронной средой).
Из данных признаков можно сделать следующий вывод: виртуальные активы НЕ сводятся только к криптовалюте. Цифровая валюта оказывается частью понятия, но под определение подпадают и другие инструменты, по типу токенов, NFT или даже внутриигровых предметов. Действительно, фактически существование большинства цифровых продуктов, которые имеют определенную ценность, обусловлено программной средой (экосистемой), будь то технология блокчейн, торговые площадки или сервер онлайн-игры.
Стоит отметить, что попытка дать определение виртуальным активов уже была в принятом Законе Украины в противодействии легализации доходов. В данном акте под ними понимаются цифровые платежные средства, идет вразрез с новым определением.
Как результат: сейчас существуют два различных объяснения виртуальных активов, создает ощутимую путаницу не только в регулировании, но и в толковании. Однозначно нужно ожидать разъяснений от компетентных государственных органов.
Вернемся к новому закону. Его сила распространяется на правоотношения, в которых присутствует «Украинский элемент»:
- поставщик или получатель услуг, имеющих представительство в Украине;
- соглашение, в соответствии с которым оборот виртуальных активов осуществляется в соответствии с украинским законодательством;
- приобретатель активов (или оба контрагента) является резидентом(ами) Украины.
Закон также вводит интересное разделение всех виртуальных активов на две группы: обеспеченные и необеспеченные.
Здесь снова возникает проблема толкования. К первой категории можно отнести продукты, которые обмениваются на (государственную) валюту, ко второй можно отнести инструменты, которые могут быть обменены только на другие цифровые активы.
Есть и альтернативное мнение: что оборот обеспеченных активов подкреплен реальными благами (деньгами или иным имуществом), в то время как необеспеченные ничем не подкреплены.
Наибольшее доверие вызывает последняя трактовка, так как в новом законе установлено, что виртуальные активы не являются средствами платежа. Более того — их можно обменять на реальные блага, будь то имущество, услуги или деньги. Таким образом существенно сужается потенциал использования виртуальных активов Не только в коммерческих, но и в гражданских целях.
Об обязательном лицензировании
Новый закон указывает, что в ряде случаев при использовании виртуальных активов потребуется пройти лицензирование. Обозначены 4 вида деятельности:
- хранение и управление виртуальными активами (или ключами от них);
- обслуживание обменных операций с виртуальными активами (как на другие аналоги, так и на реальные блага);
- перевод цифровых активов;
- любые посреднические услуги.
Список довольно внушительный, но есть важные исключения:
- если ваш сервис работает с некастодиальними кошельками (то есть пользователи могут распоряжаться своими накоплениями в криптовалюту самостоятельно);
- если ваш сервис работает на смарт-контрактах или децентрализованном протоколе, на основе которых осуществляются внутренние переводы.
Что касается посреднических услуг все сложнее. Фактически любое посредничество основывается на публичном размещении активов. Именно по этой причине оно подлежит лицензированию.
Как получить лицензию?
Компания, которая желает на законных основаниях заниматься виртуальным активами, должна соответствовать законодательным требованиям.
Ключевую роль играет минимальный размер уставного капитала, равный 1190000 гривен (для нерезидентов — 5950000 гривен) при хранении и администрировании. Для всех остальных видов деятельности (услуги по обмену, переводу и посредничеству) минимальная величина уставного капитала должна составлять 595 000 гривен (для нерезидентов — 2980000 гривен).
Порядок оформления лицензии:
- Составить заявление и подготовить документы.
- Оплатить государственную пошлину (68-136 тысяч гривен для резидентов и 340-680 тысяч гривен для нерезидентов).
- Ждать рассмотрения заявки (30 дней).
- Получить лицензию.
Срок действия лицензии — 1 год. На данный момент никаких норм о продлении юридической силы разрешения не установлено (ждём или поправок, или разъяснений от Минцифры).
Примечательно, что нерезиденты должны заплатить гораздо большую сумму, чем отечественные компании. Украинский законодатель явно стимулирует именно внутренний рынок, избавляясь от сильного иностранного присутствия (что в принципе совпадает с современной политикой государства в целом).
Вместе с заявкой нужно подготовить следующие документы:
- код доступа к копии устава компании (или учредительного договора), который хранится в электронном виде в базе данных ЕГРПОУ;
- источники финансирования уставного капитала (откуда были взяты средства);
- подтверждение фактического внесения средств;
- информация о бенефициарах. Особое внимание должно быть уделено их деловой репутации;
- сведения о директоре и учредителях;
- квитанция об оплате государственной пошлины;
- внутренний акт компании, согласно которому регулируются правила защиты персональных данных.
По объему необходимой документации лицензирования очень схоже с полноценной регистрацией юридического лица. Очевидно, что государство стремится строго регулировать деятельность организаций,которые будут заниматься виртуальными активами.
Уже можно получать лицензию?
Принятие закона Верховной Радой — значительный шаг вперед в регулировании и создании легального рынка виртуальных активов в Украине. Однако новые правила еще не вступили в силу — их срок введения зависит от внесения поправок в Налоговый кодекс. Пока неизвестно, когда законодатель решится на введение обновленной системы налогообложения для таких активов. Будучи «IT-хабом» и территорией, где криптовалюта пользуется большой популярностью, вопрос налогов должен быть решен максимально безболезненно.
Несмотря на наличие явных пробелов в толковании, новый закон о виртуальных активах дает хотя бы официальную картину происходящего и того, как будут регулироваться правоотношения, связанные с криптовалютой. Остается надеяться, что в ближайшее время Минцифры выдаст подробные разъяснения по спорным нормам.