Реформирование судопроизводства в сфере интеллектуальной собственности в Украине

Интеллектуальная собственность — часть гражданского права, объединяющая
промышленную собственность, авторское право и смежные права, торговую марку и
конфиденциальную информацию.
Общеизвестно, что в странах Евросоюза и Северной Америки особое внимание всегда
уделялось соблюдению прав интеллектуальной собственности. Там ведется постоянная и
непрерывная борьба с пиратством, плагиатом и другими действиями, нарушающими или
создающих угрозу нарушения авторского права.
К сожалению, среди граждан Украины уровень осознания важности защиты
интеллектуальных прав довольно низкий. Более того, Украина практически является
лидером в рейтинге государств-нарушителей прав интеллектуальной собственности, а также
входит в список «пиратских» стран. В Украине интеллектуальное право является
относительно новой частью законодательства. Тем не менее, не стоит забывать, что защита
прав интеллектуальной собственности предусмотрена нормами различных отраслей права. К
примеру, в Гражданском Кодексе содержатся определение, содержание и виды таких прав
(книга четвертая «Право интеллектуальной собственности», главы 75 и 76). Вместе с тем,
особенности регулирования имущественных отношений по использованию прав
интеллектуальной собственности указаны в Хозяйственном кодексе (глава 16). Стоит
обратить внимание, что кроме того существует целый ряд законов Украины, регулирующих
определенные аспекты права интеллектуальной собственности. Например, Закон Украины
«О государственном регулировании в сфере трансферта технологий» или Закон Украины
«Об авторском праве и смежных правах».
Вместе с тем, можно отметить, что в законодательстве, несмотря на такое большое
количество законов и кодексов, регулирующих защиту прав интеллектуальной
собственности, нет четкого принципа расчетов размеров ущерба и компенсации.
В течение последних лет в Украине стало уделяться немалое внимание соблюдению прав
интеллектуальной собственности. В 2016 году закрыли известные украинские сайты,
которые содержали контент, нарушающий авторские права: файлообменник ex.ua и онлайн
ресурс fs.to, в начале 2017 был принят Закон Украины «О государственной поддержке
кинематографии в Украине», что дает возможность владельцам авторских прав быстро
блокировать нелегально выложены в Интернет видео. Также в 2017 году появилась
инициатива создания Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности (успел).
Вообще, такие суды — довольно распространенная практика. Всего в мире существует около
90 подобных судов, и хотя они носят разные названия, сфера их компетенции
приблизительно одинаковая. Создание этих судов было вызвано вступлением государств в
ВТО и их присоединением к ТРИПС. И хотя это не обязывает государства создавать суды,
регулирующие вопросы интеллектуальной собственности, многие государства приняли такое
решение по собственной инициативе.
Ранее дела по интеллектуальной собственности рассматривались хозяйственными судами.
Однако, в сентябре 2017 года был издан Указ Президента Украины «О создании Высшего
суда по вопросам интеллектуальной собственности», а недавно была принята новая редакция
Хозяйственного процессуального кодекса Украины, в котором нормами и определяется его
юрисдикция.
Итак, ВСПИС будет рассматривать дела, касающиеся признания торговой марки хорошо
известной, права на изобретение или торговую марку, дела по защите от недобросовестной
конкуренции в сфере интеллектуальной собственности, дела по регистрации, продления или

отмены действия патентов, споры об авторских правах, договоров о распоряжении
имущественными правами интеллектуальной собственности.
Также хозяйственные суды теперь будут рассматривать дела не только между субъектами
хозяйствования, но и дела в которых сторонами будут выступать физические лица, не
являющиеся предпринимателями. (ч. 2, ст. 4 ХПК).
Хотя такой суд является весомым и важным шагом для судебной системы Украины, все же
есть ряд недостатков, которые следует отметить.
 Во-первых, недостатком является территориальная удаленность. Согласно Указу
Президента, ВСПИС будет находиться в г. Киеве, а это сразу породит проблемы с
доступом для многих граждан.
 Во-вторых, данный Высший суд будет заниматься, в частности, решением дел о
признании торговой марки хорошо известной. Проблема заключается в том, что для
этого нет четкого процессуального механизма.
 В-третьих, основным требованием к судьям есть трехлетний стаж, но нигде не
указано, что стаж должен быть в сфере интеллектуальной собственности. И
напоследок, нигде не предусмотрена необходимость в специалисте, который обладал
бы специальными знаниями по практике применения права интеллектуальной
собственности.
Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение подобных реформ — длинный и
кропотливый процесс, который требует много согласований, поправок, корректировок и
нововведений. Даже если создать такой новый судебный орган учитывая все возможные
детали и недостатки до мелочей, все равно потребуется время для того, чтобы получить
достаточный опыт собственно в сфере интеллектуальной права. Не меньший время нужно и
для физических и юридических лиц для того, чтобы привыкнуть работать по новой системе и
ознакомиться со всеми нововведениями, а также начать доверять компетентности нового
органа.
Репутация и доверие — это то, что приходит только со временем. Можно сомневаться в
определенных нововведениях, в новых работниках, в новых системах. Однако всегда будут
существовать такие специалисты, к которым всегда идут за советом. Наша команда юристов
всегда готова предоставить Вам высококвалифицированную правовую помощь, независимо
от того по старой системе или по новой придется работать.