Лицензия на посредничество в трудоустройстве за рубежом

Выезд украинцев за границу на постоянное место жительства или на работу продолжает «беспокоить» представителей власти или хотя бы заставляет их говорить о своей обеспокоенности. Трудовая миграция является одной из основных причин для повышения минимального уровня заработной платы. Остановить отток квалифицированных кадров пытаются через привлечение иностранных инвестиций, что способствует появлению более платежеспособных работодателей. Введением огромных штрафов правительство стремится вывести занятость из тени и защитить права работников, которые не могут осуществить это самостоятельно.

Несмотря на это, работа за рубежом привлекает многих украинцев, а посредничество в трудоустройстве — становится популярным видом бизнеса. Такой вид бизнеса начать относительно несложно, а осуществлять его могут как юридические лица, так и физические лица-предприниматели. Необходимо лишь помнить о законодательных требованиях по получению лицензии на посредничество в трудоустройстве и найти надежного партнера — работодателя или посредника за рубежом.

Немного статистики

По информации Государственной службы статистики в течение 2017 за рубежом через лицензированных посредников было официально трудоустроено 83,8 тыс. украинцев. В 2018 году этот показатель вырос до 97,1 тыс. человек, то есть почти на 20%.

Однако официальные цифры касаются исключительно легально трудоустроенных украинцев через лицензированные компании. В то же время, неофициальная статистика свидетельствует о 4 или даже 5 млн украинцев, находящихся на «заработках» за рубежом.

Самыми популярными странами являются Польша, Россия, Венгрия, Чехия и Германия. Лицензии на посредничество в трудоустройстве именно в этих странах пользуются сегодня наибольшим спросом, в том числе — и среди наших клиентов.

Не последнюю роль в популярности некоторых европейских стран, в частности, Чехии и Германии, играет упрощение ими процедур трудоустройства иностранцев. Существует своеобразная конкуренция между странами Европы за возможность привлечь иностранных работников.

Действительно ли нужна лицензия?

Распространенной в Украине является практика так называемого «посредничества» на основании договора об информационных услугах, по которому компания лишь предоставляет потенциальному работнику информацию о существующих в определенной стране вакансиях. Такие «посредники» на самом деле не имеют «обязательств» перед работниками, не предоставляют никаких гарантий в трудоустройстве, не отчитываются по поводу количества трудоустроенных, а их деятельность не контролируется Министерством соцполитики.

Соответственно, доверять таким «посредникам» не следует. По информации Международной организации труда по состоянию на май 2018 около 21 млн человек в мире были привлечены к принудительному труду. Чтобы не стать жертвой торговли людьми, потенциальным трудовым мигрантам следует быть осторожными и проверять наличие лицензии у посредника.

Относительная сложность процедуры получения лицензии — это попытка максимально защитить права потенциальных работников-украинцев и не допустить злоупотребления со стороны иностранных работодателей.

Однако, законодательные требования по получению лицензии игнорируются многими компаниями. Частичная дерегуляция в сфере ведения бизнеса, отмена уголовной ответственности за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности позволили расслабиться некоторым предпринимателям. Хотя назвать такое отношение к закону оправданным нельзя.

Почему не следует работать без лицензии?

Законодательство устанавливает два вида ответственности в случае посредничества без лицензии.

Административная ответственность предусмотрена статьей 164 Кодекса Украины об административных правонарушениях и устанавливает санкцию в виде штрафа от 17 тыс. грн до 34 тыс. грн с конфискацией полученных средств или без конфискации.

Ст. 53 Закона «О занятости населения» устанавливает финансовую ответственность — штраф в 20 минимальных заработных плат (в 2019 году — 83 460 грн).

Указанные штрафы могут быть применены одновременно: административный — на руководителя юридического лица, финансовый — на компанию, которая осуществляла посредничество без лицензии.

Кроме страха быть привлеченным к ответственности, потенциальным посредникам, которые планируют действовать без лицензии, следует помнить и о недоверии со стороны потенциального трудового мигранта. Риск попасть в трудовое рабство является достаточно большим и побуждает основательно подойти к выбору посредника.

С качественным юридическим сопровождением процедура получения лицензии для посредника существенно упрощается и не является слишком сложной, как это может показаться на первый взгляд. Поэтому лучше получить лицензию, вести деятельность в рамках закона и не бояться потерять бизнес после первой проверки.

Что необходимо для получения лицензии на трудоустройство за границей?

В общем для получения лицензии необходимо обратиться в Минсоцполитики с пакетом документов, перечень которых зависит от схемы трудоустройства.

Фактически, все документы можно разделить на три категории.

Во-первых, документы от украинской компании: заявление о получении лицензии, сведения о материально-технической базе компании, справка об отсутствии контроля со стороны государств-агрессоров и описание документов.

Во-вторых, документы от иностранного работодателя: документ о регистрации компании, ее адресе, видах деятельности и руководителе, проект трудового договора, информация о договорах с профсоюзами или об их отсутствии.

В-третьих, документ о сотрудничестве между украинской компанией и иностранной, что привлекает работников (внешнеэкономический контракт).

Если сотрудничество осуществляется непосредственно с иностранной компанией — работодателем, в которой потенциальные работники будут трудоустроены, указанных выше документов будет достаточно.

Если же в процедуре участвует еще один субъект — иностранный посредник, дополнительно нужен договор между таким посредником и конечным работодателем, регулирующий отношения между ними. Внешнеэкономический контракт в таком случае заключается с компанией-медиатором, а не с конечным работодателем.

ВЭД-контракт составляется на двух языках, один из которых — украинский, другой — английский или язык страны трудоустройства.

Проект трудового договора также составляется на двух языках, должен быть подписан потенциальным работодателем, а его содержание — отвечать минимальным гарантиям для работников, которые определены украинским законодательством и законами страны трудоустройства.

Все «иностранные» документы нужно легализовать, перевести на украинский язык, а переводы — удостоверить нотариально. Способ легализации определяется в зависимости от страны трудоустройства: для одних государств нужен апостиль, с другими Украина имеет соглашения о взаимном признании документов.

Обязательный юрист и офис для получения лицензии

В штате посредника согласно лицензионным требованиям должен быть работник с высшим юридическим образованием. Это лицензионное требование может быть соблюдено также путем заключения аутсорсингового договора с юридической компанией или адвокатским объединением, что значительно дешевле, чем «держать» юриста в штате.

Для получения лицензии необходимо помещение (офис) в собственности или в пользовании. Сведения об адресе и основании для пользования (документы о праве собственности, договор аренды и т.д.) указываются при подаче пакета документов в Минсоцполитики.

Рассмотрение документов и срок действия лицензии. Легко ли ее потерять?

Срок рассмотрения документов — 10 рабочих дней после их получения. По истечении этого срока принимается решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии.

Плата за лицензию в 2019 году составляет 1921 грн и вносится в течение 10 рабочих дней после обнародования решения о ее выдаче. Таким образом, в случае отказа — админсбор не оплачивается. Но в случае невнесения платы — лицензия аннулируется.

Лицензия выдается на неограниченный срок.

После получения лицензии важно соблюдать условия осуществления деятельности по посредничеству в трудоустройстве за рубежом. Лицензиат (Минсоцполитики) периодически проверяет состояние соблюдения компаниями-посредниками лицензионных условий. Неустранения выявленных при проверке нарушений — основание для аннулирования лицензии.

Что в итоге?

Количество выданных лицензий свидетельствует о популярности посредничества. Только за первые два месяца 2019 года органом лицензирования выдана 41 лицензия, из них во Львове — только 3. Региональный рынок не переполнен компаниями-посредниками.

Общее количество предприятий, имеющих лицензию на посредничество составляет 1793.

Конечно, отток квалифицированного персонала в другие страны негативно сказывается на рынке труда и имидже страны в целом. Кадры, которые остаются, зачастую не являются профессионалами своего дела, но работодатели вынуждены нанимать тех, кто остается. Трудовые мигранты из Украины могут быть восприняты как менее требовательные в сравнении с их конкурентами-резидентами. Ведь обязательно существует причина, побудившая их ехать за границу в поисках работы — недостаточный уровень заработной платы, плохие производственные условия или что-то другое. И сравнивать условия труда такой работник будет с украинскими, которыми он недоволен, а не с лучшими из возможных.

В то же время, желание выехать за границу в поисках работы, заставляет работодателей конкурировать за работников, улучшая условия труда и уровень его оплаты. Некоторые украинские работодатели (чаще международные компании с офисами по всему миру) уже сегодня пытаются обеспечить условия и оплату труда на европейском уровне.

Процедура получения лицензии является достаточно сложной, однако опыт в этой сфере и квалификация позволяет нам качественно осуществить подготовку и анализ необходимых документов, а также сопровождение получения лицензии, что существенно упрощает жизнь потенциального лицензиата.

Олеся Тодорюк,

старший юрист

практики корпоративного права и комплаенса

Адвокатского объединения «Бачинский и партнеры»