Новый шаг для восстановления экономики: приняты законы, которые могут оживить финансовый сектор

Недавно Президент Украины заявил о подписании двух законов, которые должны «расчистить» финансовый сектор и оживить его. Речь идет о законопроекте № 6027-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно возобновления кредитования» и законопроект № 8331-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования функционирования финансового сектора». Изменения, которые вводяться этими законодательными актами могут действительно положительно повлиять на сферу экономики и финансов. Но обо всем по порядку.

Закон о восстановлении кредитования

Закон № 6027-д вносит определенные изменения регулирования следующих вопросов:

 

  • Раскрытие банковской тайны

 

Требование компетентного органа по раскрытию банковской тайны обязательно должна содержать фамилию, имя и отчество лица, в отношении которого орган хочет получить информацию, а также идентификационный код. Компетентными органами в соответствии со ст. 62 Закона «О банках и банковской деятельности» являются органы прокуратуры, СБУ, НАБУ, ГБР, Национальная полиция, Антимонопольный комитет

 

  • Договор залога

 

Законом уточнены содержание договора, в частности указано о возможности ссылки на сделку, которым установлено основное обязательство. Также, для договора, который устанавливает залог на транспортное средство, теперь достаточно только письменной формы, без нотариального удостоверения.

Закон содержит нововведение и о прекращении договора залога. Так, залогодержатель имеет право взыскания в отношении имущества должника-юридического лица после ее ликвидации, если им было реализовано это право до начала прекращения — подан иск или предъявлено требование. Правда, форму и содержание такого требования закон не определяет.

 

  • Обязательства солидарных должников

 

Данным законодательным актом вносятся изменения в ст. 543 ГКУ, а именно: объем и условия исполнения обязанности солидарных должников перед кредитором не меняется после смерти (или ликвидации, если юридическое лицо) одного из них. Ранее в законодательстве не содержалось нормы по регулированию правоотношений на случай прекращения одного юридического лица, которая была одним из должников.

 

  • Прекращение поручительства

 

В случае изменения обязательства при отсутствии согласия поручителя, следствием чего является увеличение объема ответственности должника, поручитель будет отвечать в объеме, который был до изменения обязательства. Кроме того, прекращение должника-юридического лица путем ликвидации отныне не всегда прекращает поручительство. Кредитор будет иметь право на выполнение обязательства, если успел обратиться к поручителю с иском к моменту, когда сведения о ликвидации внесены в ЕГР.

 

  •  Проценты по кредитным договорам

 

Закон содержит важное нововведение по защите заемщиков от повышения банком процентной ставки в кредитных договорах с изменяемой ставкой. В случае, если заемщик не согласен с повышением ставки, он сможет расторгнуть договор. В таком случае он обязан погасить кредит в течение 30 дней по существующей ставке. Также, положения закона обязывают банк указывать в договоре максимальный возможный размер ставки.

 

  • Внесудебное урегулирование спора по ипотечным договорам

 

Закон устанавливает условия, которые необходимо указывать в договоре об удовлетворении требований ипотекодержателя или в соответствующем предостережении. Так, необходимо определить условия, при наступлении которых ипотекодержатель сможет воспользоваться своим правом на взыскание во внесудебном порядке. Также в договоре следует предусмотреть порядок определения стоимости приобретения предмета ипотеки ипотекодержателем и способ обмена информацией между сторонами.

Также, если раньше после урегулирования во внесудебном порядке все остальные требования ипотекодержателя по выполнению обязательства были недействительными, то теперь такие требования к юридическому лицу или ФЛП является действительными, если обратное не указано в договоре.

Кроме того, если требования обеспечиваются несколькими предметами, а внесудебное урегулирование произошло лишь в одном или нескольких (но не всех), то ипотекодержатель имеет право требования в части, оставшейся неурегулированной.

 

  • Электронные документы в банковских услугах

 

Отныне, расчетно-кассовое обслуживание может предоставляться на основе электронного документа, а получить электронный платежное средство имеет право не только непосредственно клиент, но и его представитель по доверенности.

Закон по совершенствованию функционирования финансового сектора

Данный закон вносит определенные изменения полномочий Нацбанка и создание и управление государственными банками в Украине.

 

  • Нацбанк

 

Основными полномочиями, которыми дополнительно наделены Нацбанк являются:

—        Хранение банкнот и монет в банках

—        Проведение ревизий таких банков, по хранению наличных

—        Предоставления, обновления и отзыва лицензий на осуществление инкассации

 

  • Государственные банки

 

Отныне Кабмин является высшим органом управления государственными банками. Для создания госбанка Кабмину не нужно получать положительное заключение НБУ. Принимаемые КМУ как высшим органом управления решения не требуют согласования с другими заинтересованными органами. К исключительной компетенции КМУ в частности относится назначение и увольнение членов наблюдательного совета, принятие решения о реорганизации, ликвидации госбанка.

Наблюдательный совет госбанка будет состоять из девяти членов, три из которых являются представителями власти, а шесть — независимые члены. Законом установлены требования к лицам, претендующим на должность члена наблюдательного совета, в частности по предотвращению конфликта интересов. Для отбора кандидатов в наблюдательный совет проводится конкурс и создается комиссия, членов которой также выбирают в результате открытого конкурса. В общем, к деятельности членов наблюдательного совета предъявляются высокие требования и ожидания, о чем свидетельствует перечень их полномочий, а также перечень оснований (более 10) для их освобождения.

Выводы

Безусловно, принятый закон о восстановлении кредитования вводит положительные новшества в сфере отношений, связанных с кредитованием и средствами обеспечения кредитов.

Норма о неизменнимости объема ответственности солидарных должников предоставляет гарантии таким должникам и защищает их от возможности злоупотреблений другими должниками — юридическими лицами путем ликвидации.

Положения об ответственности поручителей в первоначальном объеме также является положительным моментом и защищает их интересы от возможных злоупотреблений со стороны должников, ведь увеличение объема ответственности возможно только в случае их согласия.

Кредиторам и заемщикам предоставляются определенные гарантии защиты своих интересов. Кредиторы теперь имеют инструменты для взыскания в случае прекращения юридических лиц — должников, а также поручителей. Это в свою очередь должно быть неплохим стимулом, чтобы увеличивать объем кредитования бизнеса, ведь должник не сможет уменьшить объем обязательств путем ликвидации и возможных манипуляций, связанных с ней.

Заемщики в свою очередь теперь имеют право отказаться выплачивать проценты по кредиту после повышения ставки и иметь определенное время для погашения кредита по ставке, которая была установлена ​​при получении кредита. Эта норма довольно справедливаяи позволит избежать лишней долговой нагрузки. Будем наблюдать, как закон заработает на практике.

Тарас Яцищук,

младший юрист практики

корпоративного права и комплаенса

АО «Бачинский и партнеры»

 

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Тарас Яцищук

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Олеся Тодорюк

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Наталія Василечко

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Ірена Найда

Якщо у Вас є запитання Юрист допоможе Вам


Тарас Бачинський