Что ожидает общества с ограниченной ответственностью в ближайшее время?

Законодательное регулирование деятельности обществ нуждается в обновлении и приведения в соответствие с потребностями современности. Очевидно, с этой целью Верховной Радой принят Закон «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».

Статьи закона являются общими и распространяются на два вида обществ — ООО и ОДО. Лишь в последней статье указано на применение этого закона в отношении ОАО с учетом особенностей — участники дополнительно отвечают по обязательствам общества своим имуществом в одинаково кратном стоимости вклада для всех размере.

Что нового в законе, по сравнению с действующим?

Прежде всего, новый закон не ограничивает максимальное количество учредителей и существенно уменьшает перечень сведений, которые обязательно должны содержаться в уставе. К ним законопроект относит:

— наименование общества (полное и при наличии сокращенное);

— органы, их компетенция и порядок принятия решений;

— порядок вступления и выхода.

Все остальные сведения указываются по желанию.

Закон вводит понятие корпоративного договора, сферу его регулирования, форму. Такой договор может регулировать способы осуществления своих корпоративных прав и полномочий участниками, их право и (или) обязанность продать или приобрести долю в уставном капитале на определенных условиях или в определенных случаях. Возможно также закрепить в договоре негативные обязанности (воздерживаться от совершения определенных действий при осуществлении своих корпоративных прав).

Корпоративный договор должен быть заключен в письменной форме и является конфиденциальным. В отличие от положений действующего закона (в редакции, вступившей в силу 18 февраля 2018) законопроектом не предусмотрена обязанность сообщать обществу о заключении корпоративного договора. А учитывая тот факт, что вступление в силу нового закона об обществах отменяет нормы действующего закона в части регулирования ООО и ОДО, указанная обязанность будет отменена, если только законопроект не будет подвержен дополнительным изменениям.

Новый закон предоставляет возможность участникам выдать безотзывную доверенность. Особенностями такой доверенности является ее выдача в целях реализации своих прав, обязанностей сторонами корпоративного договора и возможность отмены до истечения срока только в случае нарушения доверенным лицом своих обязанностей. Иначе такая доверенность может быть отменена доверителем только с согласия представителя.

Законопроект меняет и детализирует процедуру внесения своего вклада участником. Годовалый срок внесения вклада сокращен до шести месяцев, при этом уставом может быть установлен еще меньший срок. В случае просрочки — общество предоставляет участнику дополнительный срок, но не более месяца.

В случае невнесения вклада в течение дополнительного срока обществом может быть принято одно из нескольких решений: исключить такого участника, уменьшить размер уставного капитала, провести перераспределение доли или ее части или ликвидировать общество.

Процесс увеличения уставного капитала зависит от необходимости привлекать дополнительные вклады. Так, при увеличении капитала за счет нераспределенной прибыли, то есть без дополнительных вкладов, соотношение размера долей участников по общему правилу не меняется. В случае увеличения за счет дополнительных вкладов, участники общества имеют преимущественное перед третьими лицами право внести дополнительный вклад. Однако устав может предусматривать иной порядок, в том числе отсутствие преимуществ.

Новый закон разграничивает процедуру выхода из общества для участников, имеющих менее 50 % в уставном капитале общества, и для тех, которые имеют 50 % и более.

Для первых не требуется согласие общества, а другие могут выйти только с согласия общества.

Принимая во внимание нечеткость определения момента выхода в действующем на сегодня законодательстве, важным есть его определение новым законом. Так, участник считается вышедшим из общества с момента государственной регистрации изменений. Кроме этого, закреплена обязанность общества осуществить выплату доли, исходя из ее рыночной стоимости, а не балансовой.

В процедуре обращения взыскания на долю участника для общества установлены новые обязанности: предоставить исполнителю сведения, позволяющие рассчитать стоимость доли, а также предоставить участнику — должнику и исполнителю доступ к финансовой отчетности.

Общество самостоятельно сможет выкупить долю участника лишь в случае формирования резервного фонда для этого, размер которого должен быть не менее, чем цена доли.

Среди органов управления выделено общее собрание, наблюдательный совет (не является обязательным) и исполнительный орган. Кроме того, установлено, что исполнительный орган по общему правилу является единоличным. Коллегиальность исполнительного органа может быть определена уставом. А отстранить или уволить исполнительный орган можно только путем назначения нового.

В порядке принятия решений общества внесены некоторые изменения: определены вопросы, решения по которым принимаются только единогласно и 75-ю процентами голосов. Также можно принять решение путем заочного голосования или опроса, если за него проголосовали все участники.

При заочном голосовании участник, не присутствует на собрании, направляет выражение своей воли в письменной форме с нотариально заверенной подписью.

Процедура опроса предусматривает отправку инициатором запроса всем участникам с проектом решения собрания. Участники присылают в ответ свое волеизъявление в письменной форме. Существует перечень вопросов, решения по которым не могут приниматься путем опроса. Устав может содержать требование обязательности удостоверения подписей в случае применения этой процедуры.

Если участник в составе общества только один — вместо протокола выдается документ под названием «Решение участника».

Закон четко определяет перечень лиц, которые считаются должностными лицами общества, а также перечень документов, которые общество должно обязательно хранить.

Закреплено понятие крупной сделки, а также сделки, по которой имеется заинтересованность и необходимость их одобрения общим собранием. Устав может и не определять такой порядок, а соответствующие нормы закона в этом случае не применяются.

Переходными положениями закона предусмотрено освобождение обществ от уплаты административного сбора в случае регистрации изменений по приведению устава в соответствие в течение 1 года.

В целом закон содержит существенно более широкое регулирования большинства вопросов деятельности обществ. Однако при этом указанный закон предоставляет довольно много возможностей корректировать правовое регулирование деятельности общества путем определения соответствующих положений в уставе. А заключение корпоративных договоров — еще больше детализировать права и обязанности участников, а также порядок действий в определенных случаях или в случае совершения определенных действий другими участниками.

В случае возникновения необходимости внести изменения в Устав Вашего общества, разработать или провести анализ корпоративного договора или возникновения других вопросов в процессе деятельности, обращайтесь по контактам, указанным на сайте.