ПОНЯТИЕ ВРЕМЕННОЙ ЗАЩИТЫ И ЕГО СПЕЦИФИКА

Від початку російсько-української війни український кордон перетнуло вже більше 3 мільйонів осіб, і ця цифра збільшується з кожним днем. Трохи менше, близько 2 млн. людей були вимушені внутрішньо перемістить в межах нашої країни. Усіх цих людей узагальнено називають «біженцями», що не зовсім юридично коректно.

С начала российско-украинской войны украинскую границу пересекло уже более 3 миллионов человек, и эта цифра увеличивается с каждым днем. Чуть меньше, около 2 млн. человек были вынуждены внутренне переместить в пределах нашей страны. Все эти люди обобщенно называют «беженцами», что не совсем юридически корректно.

Прежде всего, нужно отметить, что «временная защита» и «статус беженца» являются разными правовыми категориями, которые, соответственно, создают разные юридические последствия. Предлагаем разобраться в том, какой же юридический статус имеют лица, вынужденные бежать от войны.

Основным документом, регулирующим вопрос предоставления временной защиты, является Директива ЕС 2001/55/ЕС 2001/55/ЕС «о минимальных стандартах предоставления временной защиты в случае массового наплыва перемещенных лиц и о мерах, способствующих сбалансированности усилий между государствами-членами по приему таких лиц и несение их последствий». Настоящая Директива устанавливает минимальные стандарты для предоставления временной защиты при массовом наплыве перемещенных лиц. Ее задача – предоставлять временную защиту перемещенным лицам без сложных бюрократических процедур с целью ослабления давления на систему предоставления убежища (статуса беженца). Помощь адвоката в таком случае может быть вполне оправдана.

Директива не является новым нормативным актом, она была утверждена еще в 2001 году, однако лишь 4 марта 2022 года Совет ЕЕ своим решением признал, что непровоцированная и неоправданная военная агрессия россии против Украины является основанием для предоставления временной защиты лицам, пострадавшим от военной агрессии. Украина, и таким образом активировала действие Директивы. Однако для имплементации положений о предоставлении временной защиты страны-члены ЕС должны принять собственные нормативные акты, ведь Решение Совета ЕС не имеет прямого действия.

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЕННАЯ ЗАЩИТА?

Временная защита – это исключительная процедура предоставления международной защиты большому количеству людей одновременно и автоматически (т.е. без необходимости рассмотрения индивидуальных заявлений). Это означает, что он возможен только при массовом притоке или неизбежном массовом наплыве перемещенных лиц из третьих стран, которые не могут вернуться в страну своего происхождения.

В понимании Директивы, перемещенными лицами являются граждане третьих стран или лиц без гражданства, которым пришлось покинуть свою страну, и которые не могут вернуться из-за опасных условий в связи с господствующей в этой стране ситуацией, в частности:

  • лица, бежавшие из районов вооруженного конфликта или эпидемического насилия;
  • лица, угрожающие серьезным риском или ставшие жертвами систематических нарушений их человеческих прав.

В общем, это определение очень похоже на определение статуса беженца, предусматриваемое международным законодательством. Следует отметить, что получение временной защиты не лишает личности права обратиться за статусом беженца. То есть лицо, получившее такую ​​защиту, может в любой момент обратиться за получением убежища. Но следует помнить, что эти два статуса не могут предоставляться одновременно. Если лицо обратилось за беженством и ему было отказано в предоставлении этого статуса, оно может пользоваться или продолжать пользоваться временной защитой.

Временная защита позволяет перемещенным лицам пользоваться гармонизированными правами по всему ЕС. Это означает, что перемещенные лица имеют право на трудоустройство (как право быть наемным работником, так и право на предпринимательскую деятельность), возможности для образования и профессиональной переподготовки, а также доступ к системе социальной защиты в стране пребывания наравне с гражданами этой страны.

Такие лица обеспечиваются доступом к жилью, необходимой финансовой помощи и медицинскому обслуживанию (неотложной помощи и неотложному лечению), в частности, в отношении лиц с особыми потребностями.

Для несовершеннолетних лиц, не достигших 18-летнего возраста, государства-участники предоставляют возможность быть включенными в государственный учебный процесс и получать образование вместе с собственными гражданами. Право на обучение может быть предоставлено и взрослым, по усмотрению страны пребывания.

СРОК ДЕЙСТВИЯ ВРЕМЕННОЙ ЗАЩИТЫ.

По общему правилу продолжительность временной защиты составляет один год. Он может быть продлен автоматически по 6 месяцев еще на один год. Если основания предоставления временной защиты сохраняются, она может быть продлена снова на период до одного года. То есть, в общем, временная защита может действовать максимум 3 года. Так, Республика Польша определила, что предоставляет временную защиту украинцам на 18 месяцев, Республика Чехия – сроком на 1 год с момента подачи заявления, Словацкая Республика – до 31.12.2022, а Венгрия – до 01.06.2022 и решение о продлении срока будет принято дополнительно .

Временная защита заканчивается или отменяется, когда достигнута максимальная его продолжительность или в любое время, когда это согласует Совет ЕС (например, когда оснований для предоставления защиты больше не существует). Также, временная защита прекращается, если лицо приобретает статус беженца или изменяет страну проживания.

После окончания временной защиты, лицо должно добровольно покинуть территорию соответствующего государства. Если это не будет выполнено, к ней может быть применена процедура принудительного возвращения в страну происхождения.

 КТО ИМЕЕТ ПРАВО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ ЗАЩИТОЙ?

Временная защита распространяется на лиц, перемещенных из Украины 24 февраля 2022 года или после этой даты, а именно:

  • граждан Украины, проживавших в Украине до 24 февраля 2022;
  • лиц без гражданства и граждан третьих стран, воспользовавшихся международной защитой в Украине до 24 февраля 2022;
  • членов семей этих лиц (одного из супругов или холостого партнера в стабильных отношениях (если соответствующее законодательство страны рассматривает холостые пары как женаты), несовершеннолетних холостяков, других близких родственники, которые проживали вместе как часть семьи и зависели от вышеупомянутых лиц).

Предоставление временной защиты может относиться и к другим категориям лиц. ЕС рекомендует государствам-членам расширять список лиц, которым может быть предоставлена ​​защита. В частности, это может касаться граждан третьих государств, которые могут доказать, что они законно проживали в Украине до 24 февраля 2022 года на основании действительного вида на постоянное проживание в Украине или на других основаниях (например, обучение, лечение, трудоустройство), и которые не могут вернуться в страны своего гражданства. Также страна может предоставить временную защиту и лицам, оказавшимся на территории Евросоюза непосредственно перед этой датой, например, через работу или отпуск, и которые не могут вернуться в Украину из-за войны.

Согласно Директиве, временная защита не предоставляется лицу, которое:

  • совершила преступление о мире, военное преступление или преступление против человечества;
  • совершила серьезное неполитическое преступление за пределами государства-члена ЕС до того, как его допустили к этому государству как лицо, пользующееся временной защитой;
  • была виновна в действиях, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
  • может представлять угрозу безопасности принимающего государства-члена или, которая была осуждена окончательным приговором в особо тяжком преступлении, и представляет опасность для общества.

КАК ПОЛУЧИТЬ ВРЕМЕННУЮ ЗАЩИТУ?

При пересечении границы государства-члена ЕС государственные органы соответствующей страны должны уведомить лицо о его праве на получение временной защиты. Временная защита предоставляется автоматически, однако для получения подтверждения такой защиты лицу следует обратиться в соответствующий компетентный орган страны пребывания.

Граждане Украины имеют право безвизового пребывания на территории ЕС не более 90 дней в течение 180 дней. За этот период они могут выбирать государство, в котором они хотят пользоваться правами, связанными с временной защитой и присоединиться к своей семье и друзьям в значительных сетях диаспоры, которые сейчас существуют по всему ЕС. После получения временной защиты в конкретной стране лицо может пользоваться всеми предоставленными ему правами в этой же стране.

Процесс получения временной защиты достаточно быстрый и максимально упрощенный. Каждая страна-член определяет эту процедуру и уполномоченные на это органы. В частности, в Польше находиться законно можно в течение 18 месяцев (до 24.08.2023). Если лицо намерено находиться дольше, необходимо обратиться с соответствующим заявлением воеводы в воеводстве, где проживает лицо. В течение этих 18 месяцев можно пересекать польско-украинскую границу, но выезд из Польши больше месяца лишит права на продленное пребывание. С целью получения доступа к трудоустройству и других для решения других социальных вопросов нужно зарегистрироваться в любой гмине или городском управлении в Польше. После регистрации лицо получает аналог идентификационного кода – PESEL, который полезен в Польше для решения многих вопросов, включая официальные.

В Германии также предусмотрена соответствующая регистрация по приезду на ее территорию. Для начала необходимо зарегистрировать свое место жительства в соответствующем городском совете (даже если проживает в гостинице). Следующий шаг – регистрация в иммиграционной службе для получения вида на жительство. После этого этапа лицо получает право на проживание в Германии и доступ к социальным льготам.

Мы вам
перезвоним

Заказать звонок