Домашнее насилие: как будут наказывать?

Прошло больше года с момента вступления в силу Закона Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию». Однако, как свидетельствуют статистические данные, ситуация с домашним насилием в Украине радикально не изменилась.

По информации Минсоцполитики – 70% женщин сталкивались с насилием, из них 31% – за последние 12 месяцев. Нацполиция сообщает, что 90% жалоб относительно домашнего насилия поступают именно от женщин.

Каждая третья женщина, которая обращается в наше Адвокатское объединение за консультацией по семейным вопросам, жалуется на домашнее насилие. Большинство из них не обращаются в полицию. Те, которые хотя бы раз обращались в правоохранительные органы – сетуют на их неэффективность в решении подобных ситуаций.

На сегодняшний день наше законодательство выделяет четыре специальные меры противодействия домашнему насилию, которые заимствованы из положений Стамбульской конвенции о борьбе с домашним насилием. Подобные нормы действуют во всех странах Европы, подписавших данную Конвенцию.

Профилактическая работа с обидчиком

Важнеешее мероприятие предотвращения насилия, которое фактически не применяется. Это связано с тем, что МВД Украины еще не приняло соответствующий специальный приказ, который бы регламентировал порядок учета обидчиков (хотя соответствующий проект приказа рассматривается в МВД Украины еще с мая прошлого года).

Направление обидчика на прохождение программы для обидчиков

Местные государственные администрации и органы местного самоуправления еще не разработали соответствующих программ на основе уже действующей Типовой программы для обидчиков, утвержденной Приказом Минсоцполитики Украины. Поэтому насильники до сих пор не проходят специальные программы, направленные на корректировку их поведения и психологического состояния.

               

Срочное запрещающее предписание

Срочное запрещающее предписание выносится обидчику подразделением Нацполиции в случае прямой угрозы жизни или здоровью пострадавшего лица с целью немедленного прекращения домашнего насилия сроком до 10 суток. Срочное запрещающее предписание может содержать такие меры (одно или все): обязательство покинуть место жительства пострадавшего лица, запрет на вход и пребывание в  месте жительства жертвы, запрет в любой способ контактировать с пострадавшим лицом.

И опять же – это средство на практике до сих пор не работает. Ведь еще не утверждена шкала оценки рисков домашнего насилия, на основе которой работники полиции будут выносить срочные запрещающие предписания. Хотя соответствующий Приказ МВД Украины № 654 «Об утверждении Порядка вынесения уполномоченными подразделениями органов Национальной полиции Украины срочного запрещающего предписания относительно обидчика» уже вступил в силу и, как сообщают в Нацполиции, специальные бланки для оценки рисков уже напечатаны.

Только в случае высокого уровня опасности полицейским может быть вынесено срочное запрещающее предписание с обязательством обидчика покинуть место жительства, даже в случае, если такое жилье является его личной частной собственностью.

Многие ученые и практикующие адвокаты возражали против внедрения срочного запрещающего предписания, ссылаясь на отсутствие судебной процедуры его вынесения и нарушение права собственности так называемого «обидчика». Безусловно, такое мнение имеет смысл, поскольку в определенной мере идет вразрез с принципом нерушимости права собственности на жилье.

Отдельные эксперты прогнозируют, что правоохранители будут становиться на сторону «жертвы». То есть, подробно не разбираясь в семейных распрях, они смогут выносить предписание о том, чтобы обидчик покинул общий дом. Такие ситуации могут быть спровоцированы самим «потерпевшим» членом семьи и направлены на решение вопросов собственности или создание негативного образа «обидчика» в других семейных спорах, которые слушаются в суде.

Ограничительное предписание

С этим проще. Ограничительное предписание относительно обидчика уже работает.

Таким предписанием на обидчика возлагается один или несколько временных ограничений и запретов, в частности запрет находиться в месте совместного проживания с пострадавшим лицом; приближаться на определенное расстояние к месту жительства, учебы, работы жертвы насилия; запрет лично и через третьих лиц разыскивать пострадавшее лицо, вести с ней переписку, телефонные переговоры.

В отличие от срочного запрещающего предписания, ограничительное предписание может быть вынесено исключительно судом по заявлению пострадавшего лица сроком до 6 месяцев. Рассматриваются такие заявления в отдельном производстве в срок до 72 часов.

Основное, что нужно доказать заявителю в подобных делах, – систематичность насилия и его отграничение от семейного конфликта. Особое внимание следует уделять формированию доказательной базы, в частности, доказательствам обращения в правоохранительные органы, привлечения обидчика к административной ответственности за совершение домашнего насилия, свидетельским показаниям, аудио-, видеозаписям и тому подобное.

Как показывает судебная практика, во Львовской области судами первой инстанции было рассмотрено в период 2018-2019 гг. около 40 дел о вынесении ограничительного предписания и только в 12 случаях было отказано в удовлетворении требований заявителей. Это свидетельствует о том, что доказать факт насилия и получить ограничительное предписание вполне реально. Важно на этапе рассмотрения дела судом привлечь профессиональную юридической поддержку. Самое главное – жертвы домашнего насилия имеют право на получение бесплатной вторичной правовой помощи.

Следует отметить, что законодательством не предусмотрена возможность отмены ограничительного предписания, даже в случае признания лица не виновным в совершении преступления или административного правонарушения за домашнее насилие. Единственным вариантом решения такой проблемы может стать отмена решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.

Одной из основных проблем, с которыми сталкивается национальная практика в борьбе с домашним насилием, является промедление в разработке и принятии соответствующих подзаконных нормативно-правовых актов, программ, декларативность отдельных законодательных актов и дисбаланс в усилении ответственности за совершение домашнего насилия и отсутствии эффективных превентивных средств его предотвращения.

Кроме этого, несовершенство законодательных инструментов противодействия домашнему насилию на практике дополняется недостаточным профессионализмом правоохранителей, которые не учитывают особенности конкретных ситуаций и в некоторых случаях игнорируют обоснованные вызовы, не отличают семейный конфликт от домашнего насилия.

Предполагается, что комплексная система противодействия насилию сможет заработать в полной мере и реально снизить процент домашнего насилия только после принятия и введения соответствующих превентивных программ, то есть не менее чем через два-три года.

Беликова Анастасия

помощник адвоката – партнера практики

судебного представительства

АО «Бачинский и партнеры»

Натальи Жемановой