Перспективы снятия земельного моратория в Украине

С момента провозглашения независимости и до настоящего момента в Украине продолжается земельная реформа, которую нельзя назвать динамичной.

Ее интенсивность увеличивается в условиях определенного политического климата, с изменением которого все разговоры стихают. Откладывание решения земельного вопроса на 27 лет, а возможно и дольше, ставит владельцев земельных участков и пайщиков в неблагоприятное положение, не давая им возможности в полной мере реализовать свое право собственности.

Агробизнес также находится в постоянном ожидании формирования свободного рынка сельскохозяйственных земель. Однако ежегодно в декабре «временный» мораторий продолжается минимум на следующий год.

В современных условиях следует говорить об обостренном интересе к вопросу снятия моратория.

Первым шагом на пути формирования рынка сельскохозяйственных земель стало принятие проекта закона № 7060 от 4 сентября 2017 года в первом чтении.

Данный проект предлагает достаточно прогрессивные изменения и дополнения в ЗК Украины, другие акты законодательства, которые расширяют возможности семейных ферм в аренде земель с перспективой последующего выкупа. Пояснительная записка проекта свидетельствует о его направленности на стимулирование увеличения количества и улучшения положения существующих семейных ферм, а также на борьбу с коррупцией и злоупотреблениями при распоряжении государственными и коммунальными землями.

Среди возможностей, которые предусмотрены проектом:

  • Члены семейных ферм или лица, планирующие создать семейную ферму в течение трех месяцев, смогут получить земельный участок в аренду на земельных торгах. Срок аренды составит 7 лет, а площадь участка не может быть больше 5 га;
  • По истечении срока аренды такой фермер сможет бесплатно получить 2 га с этого участка, а остаток выкупить. Для выкупа устанавливается процедура рассрочки на 20 лет;
  • Если такой фермер не желает осуществлять выкуп — он может возобновить договор на аналогичных условиях без проведения торгов.

Переданные семейным фермам земли будут использоваться с определенными ограничениями: их нельзя будет отчуждать, передавать в залог или пользование, нельзя изменить целевое назначение. Ограничения будут действовать не только в течение срока аренды, но и до окончания периода рассрочки при выкупе.

Использовать участок можно только в деятельности соответствующей семейной фермы и только для нужд, связанных с закладкой и выращиванием многолетних насаждений, для животноводства, овощеводства; выращивания, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

Планируется уменьшить нормы бесплатной передачи сельскохозяйственной земли: до 2 га для фермерства и до 1 га для личного крестьянского хозяйства.

Право устанавливать ограничения и обременения в пользовании земельными участками дополнительно предоставлено органам местного самоуправления.

Указанный законопроект является шагом навстречу развития семейного фермерства и должен положительно повлиять на общую картину развития агропроизводства Украины в случае его принятия.

Среди факторов, которые могли бы ускорить решение земельного вопроса, можно выделить недавнее решение ЕСПЧ по делу «Зеленчук и Цицюрка против Украины».

Суд констатировал отсутствие справедливого баланса между интересами общества и заявителей в контексте действия моратория и ограничение права владельцев распоряжаться земельными участками.

Длительным запретом отчуждения сельскохозяйственных земель Украины превысила пределы своих дискреционных полномочий (усмотрения), а потому должна принять меры для сбалансирования интересов владельцев сельскохозяйственных земель и общества в целом.

В то же время суд не обязал государство Украина совершить конкретные действия, а способы достижения такого баланса оставил на усмотрение государства. Лишь отметил, что Украина должна принять меры для исполнения решения, а также, что эта ситуация негативно влияла на очень большое количество человек.

Максимальной продолжительности таких мер по поиску нужного баланса Суд не установил.

Государство Украина должно выплатить заявителям по 3 тыс. евро на возмещение расходов, однако никакой компенсации не присуждается.

На сегодня решение не является окончательным и может быть пересмотрено Великой  палатой Суда в случае предоставления сторонами запроса об этом в течение трех месяцев.

В любом случае решение по делу «Зеленчук и Цицюрка против Украины» является свидетельством поддержки прекращения действия моратория со стороны Страсбурга. Учитывая то, что практика Европейского суда по правам человека является частью национального законодательства в соответствии с Законом «О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека», она может быть использована судами при обосновании своих решений.

Констатация Судом нарушения статьи 1 Первого Протокола Конвенции свидетельствует также о несоответствии моратория и закрепленному в Конституции Украины праву на собственность.

Соответственно нормы Конституции могут быть применены судами как нормы прямого действия.

Вероятность того, что украинские законодатели будут упорствовать и двигаться вопреки позиции Европейского суда по правам человека, очень мала. Однако всех сегодня интересует скорость, с которой законодательство будет двигаться навстречу созданию свободного рынка земель сельскохозяйственного назначения.

Опыт стран Европы, а также Канады позволяет понять, как может работать сфера агропроизводства при наличии рынка сельскохозяйственных земель и создания условий для развития мелких, в том числе семейных ферм.

Поэтому надеемся на урегулирование земельного вопроса в ближайшее время, учитывая осуществление первых шагов в этом направлении, позицию Европейского суда по правам человека и общественности.