Как выбрать торговую марку, которую легко защитить от противоправных посягательств других лиц

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о том, как правомерно использовать торговую марку, которая принадлежит другому лицу. В этой статье мы поделимся несколькими секретами и советами о том, как выбрать собственный товарный знак, который можно будет защитить от копирования и иного неправомерного использования другими лицами максимально просто.

Действующее законодательство устанавливает, что объектами правовой охраны могут быть такие знаки:

1) словесные в виде слов или соединений букв;

2) изобразительные в виде графических композиций любых форм на плоскости;

3) объемные в виде фигур или их трехмерная композиция;

4) комбинации вышеупомянутых обозначений.

Такие знаки могут быть выполнены в любом цвете или сочетании цветов. Знак может быть звуковым, световым, а также цветом или сочетанием цветов и тому подобное.

Однако любое обозначение получает надлежащую правовую охрану и защиту – для этого оно должно быть наделено различительной способностью. Под различительной способностью понимается то, насколько легко потребителю установить ассоциативную связь между определенной торговой маркой и товаром или услугой, которую она обозначает. Торговые марки, которые наделены такой различительной способностью, называются «сильными». Чем сильнее обозначения, тем, во-первых, более высокая вероятность его успешной регистрации, во-вторых, более высокая идентификация и выделение вашего продукта среди аналогичных, в-третьих, большую степень защиты в случае нарушения ваших прав на знак третьим лицом, в том числе в судебном порядке. Так какие обозначения могут считаться сильными? Всемирная организация интеллектуальной собственности выделяет пять категорий торговых марок по различительной способностью – от сильнейшей к слабейшей:

  1. Вымышленные торговые марки – это вымышленные слова или обозначения, не имеющие реального значения. Поскольку они являются результатом вашего воображения, у конкурентов, предоставляющих аналогичные услуги или изготавливающих/распространяющих аналогичные товары не будет убедительных оснований для правомерного использования аналогичного или похожего обозначения. Кроме этого, такие торговые марки по большей части не указывают непосредственно на продукт, который они обозначают, поэтому у потребителей могут возникать определенные трудности с запоминанием такого обозначения или установлением ассоциативной связи.
  2. Произвольные торговые марки – это слова или знаки, которые имеют значение (т.е. реально существуют, не являются вымышленными), но между ними и продуктами, которые они обозначат, отсутствует логическая связь (например, использование слова СОЛНЦЕ для обозначения хлебобулочной продукции- у конкурентов в этой же отрасли нет причин для использования такого же слова для обозначения своей продукции). Такие торговые марки тоже сильны, легко защищаются, но также не пользуются большой популярностью по тем же причинам, что и вымышленные торговые марки. Кроме того, вероятность успешной регистрации такой торговой марки довольно высока.
  3. Торговые марки, намекающие на товары/услуги, которые они обозначают – это слова или знаки, которые содержат указания на природу, определенные качественные или иные характеристики продукта, при этом не описывая его в полной мере (например, использование слова СОЛНЦЕ для обозначения светодиодной продукции). Но такие торговые марки имеют меньшую степень защиты в связи с тем, что они частично указывают на один продукт. Таким образом, они получают меньшую степень защиты, чем вымышленные или произвольные торговые марки.
  4. Описательные торговые марки – это торговые марки, описывающие определенный признак товара или услуги (например, качество, тип, форму, происхождения, материалы, из которых изготавливается продукт и т.п.). И хотя такие торговые марки могли бы быть очень полезным для маркетинговых целей, однако они имеют слабую степень защиты. Более того, вероятность их регистрации является очень низкой, поскольку в соответствии с действующим законодательством не могут получить правовую охрану обозначения, которые состоят лишь из обозначений или данных, являющихся описательными при использовании относительно указанных в заявке товаров и услуг или в связи с ними, в частности указывают на вид, качество, состав, количество, свойства, назначение, ценность товаров и услуг, место и время изготовления или сбыта товаров или оказания услуг, а также обозначения, отражающие лишь форму, которая обусловлена ​​естественным состоянием товара или необходимостью получения технического результата, или которая придает товару существенную ценность.
  5. Общие обозначения – слова или знаки, которые непосредственно называют продукты, в отношении которых применяется определенная торговая марка. В таких обозначений полностью отсутствует различительная способность. Такие обозначения не являются объектом правовой охраны в соответствии с действующим законодательством Украины.

Таким образом, перед подачей документов на регистрацию торговой марки необходимо тщательно проверить обозначения на предмет соответствия всем требованиям законодательства для получения правовой охраны, а также не забывать о том, что различительную способность знака можно повысить, в частности, путем использования специального шрифта, цвета, а также комбинированных обозначений.