ФРАНШИЗЫ: РАЗРАБОТКА И ВЫВОД НА РЫНОК

В определенных условиях на волне популярности поднимаются те или иные модели ведения бизнеса. В настоящее время украинскими предпринимателями вполне оправданно уделяется значительное внимание такой бизнес-модели, как франчайзинг . Ведь качественно разработанная и эффективно выведенная на рынок франшиза позволяет увеличить прибыльность дела в несколько раз из-за появления новых источников дохода, способствует завоеванию региональных рынков сбыта и увеличению товарооборота, помогает сделать бренд узнаваемым среди потребителей.

ЧТО ТАКОЕ ФРАНШИЗА

Франшиза – это совокупность прав на использование готовой бизнес-модели и бренда, знаний и наработок по ведению бизнеса , которые передаются за оговоренную плату правообладателем (франчайзером) пользователю (франчайзи). 

Франчайзинг подходит для разных отраслей и разных масштабов бизнеса . Однако франчайзера-новичка ожидает немало рисков. Чаще всего подводит желание ускорить получение результата, игнорируя тщательную юридическую, финансовую и маркетинговую проработку проекта. Ошибки происходят на стадии разработки документов и переговоров с потенциальными партнерами, при отборе франчайзи и быстром развертывании сети. В конце концов франчайзера может ожидать не сногсшибательный успех, которым хвалятся в своих сообщениях известные бизнесмены, а стремительная потеря вложенных средств и разочарования.

Для успешного старта проекта по франчайзингу свою помощь предлагают специалисты адвокатского объединения «Бачинский и партнеры» . Наша команда готова полностью взять на себя юридическую составляющую, а также привлечь к решению вопросов финансовых расчетов и маркетинговой упаковки надежных подрядчиков – наших партнеров. Помимо разработки франшизы «с нуля» мы готовы предоставить отдельные услуги в этой сфере, в частности заняться составлением договора коммерческой концессии, сопровождением регистрации торговой марки или оценкой уже готовой (разработанной предварительно) франшизы. Наша поддержка – это фактор повышения шансов на успех проекта по франчайзингу!

ЮРИДИЧЕСКИЙ ПАКЕТ

Сотрудничество мы предлагаем начать с юридической консультации, где вы сможете высказать свои пожелания и ожидания от проекта, а мы – указать вам реальные возможности и потенциальные «подводные камни» в соответствии с выбранной бизнес-нишей и ориентировочным бюджетом. После достижения договоренностей мы начинаем с решения вопроса регистрации торговой марки (в случае, если вы ее еще не регистрировали).

РЕГИСТРАЦИЯ ТОРГОВОЙ МАРКИ

В комплексе элементов айдентики бренда торговая марка (символ для товаров и услуг) занимает центральное место. Для франшизы ТМ приобретает особенно важное значение, так как способствует повышению привлекательности проекта для потенциальных партнеров-франчайзи.

Понятие «торговая марка» , согласно статье 492 Гражданского кодекса Украины (ГКУ), употребляется применительно к обозначению или совокупности обозначений, по которым товары/услуги одного лица отличаются от аналогичных товаров/услуг других лиц. Обозначения бывают:

Консультація юриста

  • графическими (изобразительными), например – логотипы;
  • словесными, примеры – наименования и слоганы;
  • цветовыми;
  • цифровыми;
  • комбинированными.

Важно! «Право на жизнь» имеет только продуманную до мелочей и уникальную торговую марку, в других случаях регистрация просто не будет проведена или останутся риски ее обжалования конкурентами.

При поддержке специалистов АО «Бачинский и партнеры» регистрация ТМ проходит по следующему алгоритму:

  1. Подбор уникального наименования – например, путем проведения конкурса по неймингу на бирже фрилансеров.
  2. Подача заявки в Государственное предприятие «Украинский институт интеллектуальной собственности» (Укрпатент). Сначала производится предварительный поиск – проверка, что сокращает риск отказа в оформлении ТМ. Затем – квалификационная экспертиза, цель которой – проверить тождество/схожесть с уже зарегистрированными брендовыми обозначениями.
  3. Государственная регистрация ТМ – при принятии решения в пользу заявителя происходит внесение данных в реестр, выдача соответствующего свидетельства и публикация сообщения в официальном бюллетене Украины «Промышленная собственность».

Стандартные сроки регистрационной процедуры составляют 18-20 месяцев. При желании можно сократить эти сроки, воспользовавшись процедурой «быстрой» регистрации (хотя затраты будут больше).

РАЗРАБОТКА ДОГОВОРА КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

Если использовать юридическую терминологию, то франчайзинг определяется как коммерческая концессия. Урегулирование правоотношений, возникающих в связи с заключением договора коммерческой концессии происходит на основе главы 76 ГКУ . В частности, в статье 1116 ГКУ отмечается, что предметом такого договора является право на использование торговых марок, коммерческого опыта и деловой репутации. Кроме договора концессии при определенных обстоятельствах может быть заключен договор субконцессии (передача определенной совокупности прав субпользователю).

К сведению! В целом уровень регламентации франчайзинговых отношений в законодательстве Украины не слишком высок, что делает договор между сторонами едва ли не единственной основой для определения прав и обязательств, условий расторжения, ответственности за нарушение и алгоритмов разрешения возможных споров. Конечно, условия такого соглашения не должны идти вразрез с нормами законодательства.

Составление проекта договора франчайзинга опытными юристами позволяет избежать многих рисков и потенциальных уязвимостей для франчайзера. В основной части документа определяются:

  • условия подключения к сети;
  • срок действия и территориальный охват договора (территория деятельности пользователя);
  • разграничение зон ответственности франчайзи и франчайзера;
  • структура и размер платежей, уплачиваемых в пользу франчайзера (включая паушальную плату и роялти);
  • меры защиты ТМ и коммерческой тайны:
  • порядок обучения персонала франчайзи и предоставление маркетинговой поддержки;
  • порядок контроля за соблюдением стандартов бренда пользователем.

Также обычно добавляются пункты, регламентирующие порядок действий сторон в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств. 

Консультація юриста

При необходимости специалистами нашего адвокатского объединения осуществляется правовая экспертиза и адаптация уже разработанного договора франчайзинга. Также мы готовы проанализировать или составить проект лицензионного или агентского договора, договора поставок или аренды оборудования, а также других соглашений, необходимых для ведения хозяйственной деятельности на основе франшизы.

МАСТЕР-ФРАНШИЗА

Для крупного бизнеса, стремящегося завоевывать новые рынки, в том числе – за пределами своей страны или региона, оптимально подходит бизнес-модель под названием « золотая франшиза » или «мастер-франшиза». Особенность этой модели состоит в передаче франчайзи уникальных прав франшизы и широких полномочий по созданию им собственной сети в соответствующем регионе.

К сведению! Команда специалистов АО «Бачинский и партнеры» имеет необходимую компетенцию и опыт для сопровождения именно этой модели франчайзинга. Включительно , мы готовы оказывать поддержку в ведении международных бизнес-проектов, требующих согласования законодательных требований в нескольких юрисдикциях .

Среди определяющих особенностей и преимуществ «золотой франшизы»:

  • успешное продвижение бренда в новом регионе за счет глубокого знания местными бизнесменами особенностей этого рынка;
  • возможность для владельца бренда масштабировать бизнес стремительными темпами при достаточно скромных инвестированиях;
  • для франчайзера минимизируются риски, связанные с выходом на новые рынки, потому что все вопросы тестирования стратегий и расширения сети в конкретном регионе берет на себя мастер-франчайзи, более того, если условия договора нарушаются, франчайзер возвращает себе право на эту территорию.

Важно! Главный риск мастер-франчайзинга – это подбор достаточно надежного, компетентного и опытного партнера. Для минимизации этого риска специалистам предлагается специальный юридический инструмент – Due Diligence .

Идет глубокая проверка в 360° потенциального делового партнера и возможного соглашения с ним. Внимание обращается на историю бизнеса потенциального мастер-франчайзи, его отношения с контрагентами, участие в судебных спорах и коммерческих арбитражах, соблюдение налогового и трудового законодательства. Нередко для получения полной картины помимо использования открытых источников производится сбор инсайдерской информации.

ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ

Кроме перспективной концепции и потенциально выгодного позиционирования, корректного правового оформления и выбора надежных партнеров, успех проекта по франчайзингу зависит от тщательных предварительных финансовых расчетов. На этапе подготовки проекта следует провести не одну консультацию и не один «мозговой штурм» с опытными финансовыми аналитиками. Вовлечение именно таких специалистов мы готовы для вас обеспечить.

Консультація юриста

Финансовая составляющая проекта по франчайзингу предполагает по крайней мере два основных этапа работы.

ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИ

Ключевой вопрос, на который нужно ответить: стоит ли на основе этого бизнеса предлагать франшизы . Ведь нужен, с одной стороны, уникальный проект (ноу-хау, инновационная технология или методика, свежий для рынка продукт или услуга), а с другой – бизнес, способный к масштабированию.

РАБОТА НАД ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛЬЮ ФРАНШИЗЫ

На этом этапе ставится задача разработать модель бизнеса, привлекательную как для франчайзера, так и для франчайзи. Финансовый аналитик наработает:

  • расчеты основных финансовых показателей: годовой оборот, прибыль, окупаемость, рентабельность;
  • рекомендации по вступительному взносу и роялти;
  • прогнозы относительно сильных сторон и возможных рисков.

При этом учитывается цена продукта, стоимость аренды, размер зарплат для персонала, количество франчайзинговых точек в сети, средний чек и многие другие показатели.

МАРКЕТИНГОВА УПАКОВКА

Привлекательность франшизы состоит из двух обязательных частей: 1) четкого выделения ценности продукта, сервисы либо методики для конечного потребителя; 2) наличия преимуществ для франчайзи. В самом начале работы над проектом маркетологом анализируется целевая аудитория покупателей и возможности для отграничения от конкурентов.

Маркетинговая поддержка франшизы – это следующие составляющие:

  • Презентация

Специалистом разрабатывается общая PR-стратегия и «воронка продаж». К выходу на рынок готовится маркетинг-кот, коммерческое предложение, пресс-релизы и новости. Для персонала, который будет осуществлять продажу франшизы, проводятся специальные тренинги, включая работу со скриптами продаж. Франшизы размещается в каталоге франшиз.

  • Создание сайта

Обычно для продажи франшизы больше подходит формат лендинга (одностраничного сайта). При этом к разработке привлекаются авторитетные веб-дизайнеры и копирайтеры, помогающие создать высококонверсионный контент с учетом особенностей целевой аудитории. Среди актуальных элементов для лендинга – анимация и калькулятор франшшиз (экспресс-расчет прибыли франчайзи). К сайту подключаются социальные сети, являющиеся эффективными площадками для продвижения проекта. В дальнейшем возможно использование тагретированной рекламы в соцсетях.

  • Продажи франшизы и привлечение инвестора

Непосредственному запуску продаж предшествует создание Franchise-book – операционной книги стандартов для франчайзи. Ведь в этой модели бизнеса соблюдение стандартов открытия точки продаж, управления персоналом, контроля и тому подобное – это один из важнейших факторов достижения успеха.

Наконец, привлечение финансирования для франчайзингового проекта остается еще одним важным вопросом, который нужно решить. По мнению специалистов АО «Бачинский и партнеры» к поиску инвестора следует приступать только при наличии ответов на все ключевые вопросы, касающиеся проекта . Вы точно знаете, куда и как будете двигаться, а также каких целей планируете достичь в результате.

ВЫВОДЫ

Франчайзинг – это перспективная и сложная в реализации бизнес-модель. Надеяться и случайное везение франчайзеру-новичку не стоит. Существуют реальные и проверенные возможности, способствующие достижению желаемого результата. Прежде всего это привлечение специалистов из сферы юриспруденции, финансов и маркетинга, а также тщательная работа над каждой деталью проекта.

Мы вам
перезвоним

Заказать звонок